Президент Ассоциации принял участие в совещании с Министром образования и науки по вопросам перехода к новой модели высшего образования и применения университетами механизмов Национальной системы квалификации

6 сентября на площадке Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям состоялось совещание с участием Министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова и представителей крупнейших российских предприятий, объединений работодателей и советов по профессиональным квалификациям по вопросам перехода к новой модели высшего образования и применения университетами механизмов Национальной системы квалификации.

В своем докладе Министр науки и высшего образования В.Н. Фальков отметил, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации №343 от 12 мая 2023 года «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» обучение во всех вузах России по новой системе высшего образования начнется с 2025 года. Министр отметил, что перестройка высшего инженерного образования должна рассматриваться сегодня как одна из важнейших задач ускоренного социально-экономического развития государства. Необходимо пересмотреть форму, сроки и содержание подготовки технических кадров, чтобы они качественно соотносились между собой. Особенно важной является задача по сопоставлению уровней квалификаций при определении сроков базового и специального образования в соответствии с Национальной рамкой квалификаций. Важно уйти от противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков обучения в формате базового образования. При этом образовательный процесс должен удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда.

В.Н. Фальков – о целесообразности повышения норматива стоимости обучения

Также в рамках совещания выступили представители вузов – участников пилотного проекта по переходу на новую систему высшего образования в 2023 году с докладами о реализации данной программы, в т.ч. о сочетании базового и специализированного высшего образования, об учете Национальной рамки квалификаций как основы интеграции высшего образования с требованиями рынка труда, о предложениях по созданию условий для масштабирования практики интеграции высшего образования и рынка труда, об усилении роли работодателя в разработке и реализации образовательных программ, гармонизации запросов работодателей и ожиданий абитуриентов и т.д.

В рамках обсуждения вопросов перехода на новую модель ВО Президент Ассоциации А.В. Замосковный отметил необходимость более активного сопряжения Национальной системы квалификаций и системы образования – это самый эффективный инструмент по сопряжению потребностей работодателей и возможностей образовательного сообщества. В развитие подобного сопряжения А.В. Замосковный отметил целесообразность использования таких инструментов независимого контроля качества как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и государственная итоговая (промежуточная) аттестация студентов в формате независимой оценки квалификации (НОК).

А.В. Замосковный – о роли инструментов НСК в развитии новой модели высшего образования

В рамках своего выступления Президент Ассоциации дал сутевые предложения по внедрению и использованию универсальных инструментов Национальной системы квалификаций:

1) ПОА должны проводить Советы по профессиональным квалификациям либо профильные структуры, которые СПК наделят такими полномочиями;

2) ведение перечня аккредитующих организаций, а также реестра программ профессионального образования, получивших ПОА, включая международную аккредитацию, признанную эквивалентной ПОА, должно осуществляться Минобрнауки России;

3) в диплом о высшем образовании необходимо:

– включить запись о том, что данная программа прошла (не прошла) процедуру ПОА (с указанием организации, выдавшей аккредитацию);

– включить запись о прохождении выпускником ГИА-НОК;

– необходимо предусмотреть приложение с перечнем компетенций, увязанным с содержанием утвержденных в установленном порядке профстандартов и профквалификаций;

4) необходимо разработать и нормативно закрепить четкие преференции для студентов и вузов, стимулирующих к использованию инструментов ПОА и ГИА-НОК;

5) крайне важно определить источники финансирования для проведения ПОА и ГИА-НОК.

 

По итогам Совещания будет подготовлен перечень совместных поручений Минобрнауки России и Национального совета по проработке ряда вопросов, касающихся перехода к новой модели высшего образования и применения университетами механизмов Национальной системы квалификаций.