Состоялось апрельское заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

На состоявшемся 24 апреля 2014 года заседании РТК под руководством Координатора Комиссии, Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец много вопросов вызвало сообщение заместителя Директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России А.С. Кизимова, который представил проект основных направлений налоговой политики РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

По информации Минфина России, налоговая нагрузка на экономику в России (в % к ВВП) снижается, составляет 22,7% без учета нефтегазовых доходов, и примерно соответствует показателям Турции, Южной Кореи. В налоговую нагрузку Минфин России включил все виды налогов на бизнес (на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, акцизы, на совокупный доход, на имущество, таможенные пошлины и др.), а также страховые взносы на обязательное социальное страхование.

С анализом Министерства, основанном на включении страховых взносов в налоговую нагрузку на бизнес, не согласился Председатель ФНПР, Координатор Профсоюзной стороны М.В. Шмаков. Он заявил, что фискальная нагрузка на бизнес не должна содержать расходов на выплату страховых взносов, а основанная на этих подходах налоговая политика государства должна быть пересмотрена.

Президент РСПП, Координатор Стороны работодателей А.Н. Шохин возразил против исключения страховых взносов из состава фискальной нагрузки на бизнес, тем более, что социальное страхование содержит все признаки обязательных платежей, носит характер перекрестного субсидирования. Более того, А.Н. Шохин предложил также включить в состав фискальной нагрузки и расходы по другим видам страхования, например, по страхованию гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов.

О.Ю. Голодец уточнила, что в разных государствах – различные подходы при выстраивании налоговой политики: в ряде стран в налоговую нагрузку на бизнес включаются страховые платежи, в других – нет.

На предстоящие периоды Минфином РФ запланировано создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях Дальнего Востока, Восточной Сибири, стимулирование развития малого бизнеса (налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей), противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций (раскрытие информации о бенефициарных собственниках компаний при международном налогообложении, введение механизма налогообложения контролируемых иностранных компаний и др.).

В части улучшения налогового климата запланировано совершенствование налогового администрирования (упрощение налогового учета, заполнения форм налоговой отчетности, введение предварительного налогового разъяснения).

В части налогообложения физических лиц на недвижимое имущество предусматривается исчислять налог в размере до 0,1% кадастровой стоимости квартир, дач, домов, гаражей, машиномест, при этом не облагается 20 кв.м – для квартир и комнат, 50 кв.м. – для жилых домов. Изменяется налогообложение физлиц при продаже имущества: полное освобождение дохода от налогообложения в случае продажи единственного жилого помещения, если более одного жилья – то в случае получения дохода от продажи менее 5 млн. руб., садового домика менее 50 кв.м. в СНТ, срок владения – не менее 3 лет.

Предлагается увеличить ставки акцизов на алкоголь и табачную продукцию.

Министерством предложено унифицировать налогообложение создаваемого Евразийского экономического союза, а также синхронизация законодательства Республики Крым и г. Севастополя с законодательством РФ, передать регионам полномочия по установлению льгот по федеральным налогам.

Представленный доклад вызвал много вопросов, связанных с отсутствием в представленном материале прогнозов улучшения ведения хозяйственной деятельности, создания благоприятного инвестиционного климата, соответствующих расчетов, контрольных цифр, направленных на расширение зоны свободного предпринимательства, государственную поддержку бизнеса путем введения соответствующих налоговых условий.

Профсоюзная сторона выразила резкое несогласие с исчислением налоговой базы на недвижимое имущество организаций и физических лиц исходя из кадастровой оценки. Члены РТК заверили представителя Минфина РФ, что такая мера приведет к закрытию объектов малого предпринимательства в связи с непосильной финансовой нагрузкой. Многие предприниматели взяли кредит под выкуп недвижимого имущества, при введении этого налога невозможно будет погасить кредит и вести предпринимательскую деятельность.

Также не согласилась Профсоюзная сторона с тем, что Минфином РФ не планируется введение прогрессивного подоходного налога на доходы физических лиц, а также освобождение от налогообложения зарплаты в размере МРОТ, кроте того, требует пересмотра и налоговая политика в части повышения акцизов на алкоголь и табак.

Представители стороны Работодателей заявили о необходимости учета при расчете фискальной нагрузки на бизнес всех видов налогов, страховых платежей, а также косвенных налогов, отметили значительный рост в последние годы налоговой нагрузки на работодателей, включая дополнительные страховые взносы за повышенные классы условий труда, о необходимости гармонизации российской налоговой системы с требованиями Таможенного Союза и образованию в 2020 году единой налоговой системы стран, входящих в него.

Не затронуты в докладе Минфина РФ вопросы амортизационной политики, что является одним из крайне важных направлений стимулирования развития бизнеса, обновления основных средств. Также, по мнению стороны Работодателей, необходим трипартизм в управлении доходами государственных внебюджетных фондов.

По результатам рассмотрения данного вопроса решено направить замечания и предложения для их рассмотрения в Министерство финансов РФ.

Докладывая о повышении ответственности за нарушения трудового законодательства в части, касающейся оплаты труда, Руководитель Роструда В.Л. Вуколов представил результаты работы Службы за 1 квартал т.г.: на 1.04.2014 г. задолженность по зарплате в целом по РФ составила 2,56 млрд. руб., выявлены госинспекциями труда нарушения в оплате труда на 3,5 тыс. предприятиях в отношении 140 тыс. работников. В результате действий госинспекторов труда получили задержанную зарплату 102 тысячи работников на сумму 2 млрд. руб., за допущенные нарушения было дисквалифицировано 28 руководителей организаций, ряд материалов передан в следственные органы для возбуждения дела по ст. 145.1 УК РФ.

Причинами образования задолженности по заработной плате являются инвестиционные просчеты, изменение конъюнктуры рынков сбыта, вывод активов предприятия собственниками, неэффективное управление, низкий уровень менеджмента, наличие дебиторской задолженности, сезонные колебания спроса на товары.

На заседании РТК были заслушаны руководители ряда организаций, допустившие задолженность по оплате труда работников, и представители администраций соответствующих регионов.

Заместитель Председателя Правительства Пермской области А.В. Чибисов проинформировал о мерах, принятых Правительством области в целях вывода из финансового кризиса ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» (численность – 963 человека, задолженность по состоянию на 1.04.2014 г. – 20,7 млн. руб.). Новый руководитель организации – С.И. Агафонов сообщил, что проблема с оплатой труда на предприятии возникла в результате взятого в 2008 г. кредита, последовавшего затем финансового кризиса, безуспешных пока переговорах о реструктуризации долга с руководством отделения Сбербанка. Текущей задолженности по зарплате на предприятии нет, осталась задолженность, образованная в прошлые годы. Директор обратил внимание на необходимость ведения банками контрактного кредитования.

По результатам обсуждения принято решение принять меры по скорейшему погашению имеющейся задолженности, обратить внимание Минпромторга РФ, Минэкономразвития РФ на системные проблемы, имеющиеся в машиностроении, связанные с отставанием в техническом оснащении организаций, проблемами перекредитования, а также Минфина РФ – на необходимость разработки иных финансовых инструментов в целях обеспечения кредитования отрасли.

Также было решено заслушать на заседании РТК вопрос о реализации концепции развития машиностроительной отрасли.

В ходе обсуждения распоряжения Правительства РФ об утверждении Плана мероприятий по повышению мобильности граждан РФ на 2014-2018 годы, О.Ю. Голодец отметила, что в План не включены мероприятия, предусмотренные программой «Новая занятость».

Сопредседатель рабочей группы РТК по развитию рынка труда и содействию занятости населения, заместитель Координатора Стороны работодателей Ф.Т. Прокопов отметил ряд терминологически неточных понятий (трудовая карта, территориальная или профессиональная мобильность), требующих более точного определения, отсутствие целевых показателей, а также определение направлений трудовой мобильности, требуемой потребности в работниках.

С учетом положений программы «Новая занятость» план будет доработан. Объединение РаЭл представит членским организациям основные направления указанной программы для возможного использования.

В заседании РТК от Объединения РаЭл приняли участие Член РТК, Генеральный директор А.В. Замосковный и начальник Управления по взаимодействию с органами власти, нормотворчеству и охране труда В.Н. Потапова.