На заседании Рабочей группы по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса рассмотрен проект методики расчета перекрестного субсидирования

14 февраля 2020 года состоялось заседание Рабочей группы по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса.

Участники заседания обсудили проект приказа ФАС России «Об утверждении Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями».

Проект приказа определяет порядок расчета величины и ставки перекрестного субсидирования, которые учитываются в тарифах на услуги территориальных сетевых организаций.

Также проект приказа определяет порядок учета перекрестного субсидирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и распределения его по уровням напряжения.

Кроме того, проект приказа устанавливает ограничение на утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 2020 года  отрицательной величиной и ставкой перекрестного субсидирования, учитываемых в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.

Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике) дано определение «величины перекрестного субсидирования» как размера финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Для каждого субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации определена своя величина перекрестного субсидирования в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетики, а  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в свою очередь, руководствуясь статьей 23.1 Закона об электроэнергетике, ежегодно устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с учетом величины  перекрестного субсидирования в своём регионе.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям устанавливаются в субъекте Российской Федерации в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и дифференцируются по уровням напряжения (как правило, четыре уровня напряжения: ВН, СН-1,‎СН-2, НН).

Базовым принципом распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения должна быть равномерность (установление единой ставки перекрестного субсидирования для всех уровней напряжения).

При установлении соответствующих цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее – региональные органы регулирования) распределяют величину перекрёстного субсидирования между уровнями напряжения по собственному усмотрению, ввиду отсутствия в действующем законодательстве порядка распределения величины перекрестного субсидирования между уровнями напряжения.

Анализ тарифных решений региональных органов регулирования позволяет сделать вывод о том, что варианты и алгоритмы распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения существенно различаются по субъектам Российской Федерации.

Свои замечания и предложения по проекту озвучили представители энергокомпаний, потребителей и региональных органов власти в области государственного регулирования тарифов. Обсуждение проекта будет продолжено в марте на Всероссийском совещании территориальных органов ФАС России.

После завершения заседания рабочей группы состоялась краткая рабочая консультация представителя Ассоциации “ЭРА России” С.К. Накропина и начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Д.А. Васильева по вопросу учета затрат на персонал при определении тарифов сетевых организаций методом эталонов. Достигнута договоренность о рассмотрении этого вопроса на одном из мартовских заседаний рабочей группы.