Представители делового и экспертного сообщества обсудили структуру нормативного регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов)

12 марта 2020 г. в офисе Деловой России, состоялось совместное совещание членов и экспертов рабочих групп по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере развития конкуренции, энергетики, строительства и ЖКХ, посвященное рассмотрению проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» и предварительной структуры нормативного регулирования (целевой модели регулирования) в сфере государственного регулирования цен (тарифов), подготовленной ФАС России и базирующейся на концепции этого закона. Модерировал совместное совещание сопредседатель рабочей группы в сфере развития конкуренции, директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Д.Е. Вологжанин.

В совещании приняли участие представители профильных ассоциаций, РСПП, Деловой России, Опоры России, организаций электроэнергетики, теплоснабжения, строительства и ЖКХ, а также научных организаций и вузов.

Подготовленная ФАС России структура нормативного регулирования описывает цели и задачи антимонопольного регулирования, текущую систему законодательства в сфере естественных монополий, в том числе в сфере противодействия недобросовестной конкуренции и сфере государственного регулирования цен (тарифов). Кроме того, документ содержит предложения по формированию структуры перспективного нормативного регулирования в антимонопольной сфере, включая контроль за деятельностью естественных монополий и госрегулирования цен и тарифов в разрезе основных требований законодательства и рисков. Также документ содержит предложения антимонопольного ведомства по отмене или актуализации нормативных актов, которые фактически не применяются антимонопольным органом либо содержат устаревшие требования.

В ходе обсуждения представленных документов участники высказали замечания к проекту федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». По мнению экспертов, законопроект полностью меняет концепцию государственного регулирования тарифов. ФАС России неоднократно заявляло, что законопроект будет рамочным, определяющим принципы и общие требования к регулированию тарифов в различных сферах предпринимательской деятельности. Вместе с тем, как считает ряд экспертов, законопроект предусматривает прямое регулирование отношений по государственному регулированию тарифов во всех сферах, где осуществляется регулируемая деятельность, при этом не только в части процедуры установления тарифов, но и в части требований к учету конкретных видов расходов при установлении тарифов.

Внедрение эталонного регулирования в качестве приоритетного метода в сжатые сроки при отсутствии четкой концепции и готовой модели не позволяет выполнить оценку и анализ экономических последствий для регулируемых организаций и потребителей. Проектом и сопроводительными материалами не определены сроки разработки подзаконных нормативных правовых актов, переходный период и порядок, в соответствии с которым должен осуществляться переход на новую систему регулирования.

Эксперты считают, что законопроект в том числе не учитывает отраслевую специфику различных видов экономической деятельности,  ограничивает инвестиционную привлекательность отрасли; усложняет регулирование инвестиционной деятельности, усложняет порядок начисления и использования амортизации; предоставляет антимонопольному ведомству избыточные права, в частности увеличивает период и сроки проверки; вводит нормы, позволяющие изымать у регулируемых организаций прибыль, достигнутую в результате экономии по ряду статей расходов, ставит размер предпринимательской прибыли в зависимость от решения органа регулирования, достигнуты или нет регулируемым субъектом показатели эффективности.

С информацией о замечаниях Ассоциации «ЭРА России» в адрес законопроекта выступил начальник Управления по взаимодействию с органами власти С.К. Накропин. Он пояснил, что предлагаемые законом особенности регулирования затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды противоречат нормам действующего трудового законодательства и ухудшают положение как регулируемых субъектов, так и их работников. Такой подход ограничивает право и, более того, обязанность регулируемых субъектов выплачивать квалифицированным сотрудникам заработную плату, соответствующую уровню их квалификации и выполняемой работе, гарантированную отраслевыми тарифными соглашениями, в том числе с учетом индексации размера тарифных ставок, коллективными договорами и локальными нормативными актами организаций. Представитель Ассоциации отметил, что законопроект неоднократно обсуждался в рамках рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В результате обсуждения ФАС России согласилось с позицией представителей общероссийских объединений работодателей о необходимости предусмотреть в законопроекте порядок учета положений отраслевых и иных соглашений в сфере социального партнерства. Одновременно стороны зафиксировали разногласия по вопросам о предельном размере средней заработной платы регулируемого субъекта при установлении регулируемых цен (тарифов) и о предельном размере расходов регулируемого субъекта на социальные нужды при установлении регулируемых цен (тарифов).

Участники заседания

По мнению ФАС России, предельный размер средней заработной платы не должен превышать среднюю заработную плату по отрасли, в которой осуществляет деятельность регулируемый субъект, сложившуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации по итогам года, предшествующего году начала периода регулирования.

В то же время следует принимать во внимание наличие в субъектах Российской Федерации организаций электроэнергетики, не взявших на себя обязательства по соблюдению норм ОТС в электроэнергетике и, следовательно, выплачивающих заработную плату в существенно меньшем объеме, чем организации – участницы ОТС. Таким образом, средняя величина заработной платы по отрасли в регионе будет ниже уровня, установленного с учетом ОТС. Применяя верхнюю планку, предложенную ФАС России, региональные регуляторы будут вынуждены последовательно снижать уровень затрат на персонал в тарифе организаций – участниц ОТС. Вследствие этого уровень средней заработной платы в регионе, принимаемый за базу расчета, будет снижаться, что, в свою очередь, опять повлечет за собой применение верхней планки для ограничения фонда оплаты труда организаций – участниц ОТС. Таким образом, в результате ряда последовательных ежегодных итераций применение этой методики приведет к снижению уровня реальной заработной платы в отрасли вне зависимости от производительности труда энергетиков.

Участники совещания согласились с необходимостью существенного пересмотра представленных документов и договорились о представлении замечаний и предложений для формирования консолидированной позиции бизнес-сообщества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *