Президент Ассоциации «ЭРА России» принял участие в заседании Координационного совета Национального агентства развития квалификаций

17 ноября 2020 года в режиме видеоконференции состоялось заседание Координационного совета Национального агентства развития квалификаций, созданного для обеспечения согласованной деятельности советов по профессиональным квалификациям, объединений работодателей, иных заинтересованных организаций в области развития национальной системы квалификаций.

В повестку заседания было включено два вопроса:

  1. О результатах пилотного проекта по сопряжению ГИА-НОК и его дальнейшем масштабировании.
  2. Об основных направлениях поддержки Национальным агентством деятельности НСПК, СПК и ЦОК в 2020 – 2021 годах.
Выступление Генерального директора Национального агентства развития квалификаций А.Н. Лейбовича

В ходе обсуждения поднимались и иные вопросы, непосредственно связанные с работой Национального агентства развития квалификаций, его взаимодействия с советами по профессиональным квалификациям, касающиеся актуальных проектов и задач развития Национальной системы профессиональных квалификаций.

В рамках первого вопроса была рассмотрена информация о реализации в период 2018 – 2020 гг. проекта по совмещению промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с независимой оценкой квалификации (ГИА-НОК). В проекте приняли участие 27 субъектов Российской Федерации, 16 советов по профессиональным квалификациям и около 3500 студентов. 42% обучающихся, участвующих в проекте, успешно прошли независимую оценку квалификации в формате профессионального экзамена и получили одновременно с дипломом об образовании свидетельство о присвоении квалификации.

Приказом Минтруда России от 7 февраля 2020 года № 40 была создана рабочая группа по подготовке комплексного решения вопроса по интеграции норм законодательства об образовании и трудового законодательства в части присвоения квалификации. В состав рабочей группы вошли представители Минтруда России, Минпросвещения России, «ВНИИ труда» Минтруда России, Национального совета, НАРК, Высшей школы экономики, объединений профсоюзов и объединений работодателей. По итогам работы этой группы и результатам проекта ГИА-НОК были сформированы комплексные предложения по внесению в законодательство в сфере труда и в сфере образования изменений, направленных на последовательное расширение практики проведения профессиональных экзаменов. В частности, были разработаны предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016). Эти документы предлагается дополнить нормами, предусматривающими вовлечение органов государственной власти, государственных учреждений субъектов РФ, образовательных организаций в систему НОК, а также создание условий для направления соискателей на профэкзамены государственными учреждениями и образовательными организациями за счет средств соответствующих бюджетов.

Также предлагается использовать опыт и результаты пилотного проекта ГИА-НОК в сфере СПО при реализации нового пилотного проекта – по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, в том числе путем проведения независимых профессиональных экзаменов. Это предусмотрено одним из поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 28 марта 2020 г. № Пр-589.

Для этого в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предлагается включить несколько новых и уточняющих норм:

– определить понятие «демонстрационный экзамен» как вида промежуточной или итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, который предусматривает решение задач профессиональной деятельности в реальных или модельных условиях и проводится с применением независимой оценки квалификации (при наличии профессионального стандарта) и норм по его применению при реализации программ профессионального обучения, основного и дополнительного профессионального образования;

– предусмотреть определение нормативных затрат на реализацию образовательной программы с учетом затрат на подготовку и проведение демонстрационного экзамена.

Предложение по результатам реализации проекта ГИА-НОК планируется рассмотреть на одном из очередных заседаний Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

В рамках второго вопроса повестки представители НАРК доложили о проведенной работе по организационной, методической и экспертно-аналитической поддержке проведения заседаний Национального совета, помощи СПК, центрам оценки квалификации и иным участникам системы независимой оценки квалификации. В частности, была представлена обобщенная информация о приоритетных направлениях деятельности СПК, по которым запрашивается государственная финансовая поддержка в 2021-2023 гг.

Особое внимание было уделено определению приоритетов во взаимодействии субъектов Национальной системы квалификаций, а также консолидации усилий по решению основных проблем правового регулирования. В частности, Председатель ЭСПК, Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный предложил сосредоточиться на совершенствовании норм оценки квалификации в Трудовом кодексе Российской Федерации. Именно от того, насколько четко будут определены приоритеты в развитии систем оценки квалификации в ключевом документе в сфере трудового права, зависит корректность соответствующих подзаконных актов и отраслевых решений. Работу НАРК по совершенствованию нормативного поля независимой оценки квалификации целесообразно зафиксировать в качестве одного из приоритетных направлений.

Выступление Президента Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковного

Члены Координационного совета также обсудили вопросы совершенствования планирования деятельности Национального агентства, практики его взаимодействия с Советами и центрами оценки квалификации. Критические замечания были высказаны в отношении проекта НАРК по организации централизованного проведения теоретической части профессионального экзамена.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *