Работодатели добились дополнительного рассмотрения вопроса о снижении нагрузки на бизнес и отмене неэффективных мер взыскания задолженности по заработной плате

22 февраля состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Ключевым вопросом стало рассмотрение проекта закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения своевременности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику)», получившего в предпринимательской среде название «Закон об инкассо», и связанный с ним проект закона, вносящий изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Открывая заседание, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова отметила, что рассматриваемые на РТК законопроекты являются завершающими в череде нормативных правовых актов, посвященных регулированию задолженности по заработной плате, и, по мнению Правительства, с их принятием вопрос об обеспечении прав граждан на своевременное получение заработной платы будет полностью урегулирован. В настоящее время, по данным Росстата, по состоянию на 1 февраля 2019 г. общий объем задолженности составил 2,7 млрд. рублей. Задолженность имеется перед 42 тыс. работников. Наибольший объём задолженности отмечен сегодня в сфере обрабатывающего производства – 57%, строительстве – 14,4%, транспорте – 8,9%. При этом в числе регионов, на которые приходится наибольший объём задолженности, вице-премьер назвала Приморский край, Волгоградскую область и Астраханскую область.

Поправками в ТК РФ предлагается дополнить существующие процедуры погашения задолженности по заработанной плате перед работниками следующим механизмом. В случае выявления ситуации, когда зарплата работнику была начислена, но фактически не выплачена, предписание инспектора по труду будет дополнено информацией о возможности принудительной выплаты причитающихся работнику сумм. В случае неисполнения требований предписания в установленные сроки инспектор будет наделён полномочием принять решение о выплате задолженности перед работником в принудительном порядке и передать необходимые материалы в Федеральную службу судебных приставов.

В своем комментарии к вопросу Координатор стороны объединений работодателей, Президент РСПП А.Н. Шохин напомнил о договоренности Сторон рассматривать этот законопроект в пакете с отменой тех инструментов, которые будут признаны неэффективными.

Координатор стороны профсоюзов, Председатель ФНПР М.В. Шмаков заявил о поддержке законопроекта.

Вице-премьер Правительства проинформировала участников о поручении федеральным органам исполнительной власти представить до 26 февраля т.г. анализ эффективности мер взыскания просроченной задолженности по заработной плате и свои предложения по этому вопросу.

Проект закона представила участникам заседания Заместитель Министра труда и социальной защиты Л.Ю. Ельцова. Она рассказала о ходе проработки и согласования проекта. Вопрос неоднократно рассматривался на различных площадках:

– на рабочей группе РТК по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения и группе по доходам, заработной плате и уровню жизни населения;

– на площадке РСПП;

– на совещаниях в Минтруде России;

– на уровне совещания координаторов Сторон.

Отдельно Л.Ю. Ельцова остановилась на действующих в настоящий момент процедурах ускоренного принудительного взыскания невыплаченной заработной платы, в частности:

– через приказное судебное производство (в порядке ст.121,122 ГПК РФ),

– через комиссию по трудовым спорам (удостоверение КТС является таким же исполнительным документом, как и судебный приказ – ст. 389 ТК РФ).

Кроме мер взыскания через ФССП, законодательством предусмотрены:

1. Дисциплинарная ответственность (ст.195 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение руководителя).

2. Материальная ответственность:

– индексация сумм невыплаченной зарплаты в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ (ст.236 ТК РФ);

– право приостановить работу с сохранением среднего заработка за простой при задержке зарплаты более 15 дней (ст. 142 ТК РФ);

– инициирование работником банкротства работодателя при наличии задолженности по заработной плате в течение трех месяцев (Закон «О несостоятельности (банкротстве) ст.3).

3. Меры административного воздействия – ч.6,7 ст. 5.27 КоАП Российской Федерации (штрафы 10-30 тыс. руб. для должностных лиц, 30 – 100 тыс. руб. для юридических лиц, дисквалификация руководителя от 1 до 3 лет).

КоАП РФ дает возможность применять штрафы и к должностному, и к юридическому лицам.

4. Уголовная ответственность – ст. 145.1 УК РФ (штраф до 500 тыс. руб., принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет).

В заключение заместитель Министра труда отметила, что считает все перечисленные меры эффективными и новую меру принуждения оправданной.

Проект закона, вносящий изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», представил Заместитель Министра юстиции РФ В.В. Федоров. В качестве особенности процедуры исполнения решения государственного инспектора труда он отметил обращение взыскания только на денежные средства на счетах работодателя, а также закрытие исполнительного дела в случае выявления отсутствия денежных средств на счетах работодателя в течение 2-х месяцев после принятия решения ГИТ.

Выступление А.В. Замосковного

С докладом от профильной рабочей группы РТК выступил ее сопредседатель – Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный, который проинформировал участников заседания о том, что по рассматриваемому законопроекту рабочая группа не смогла прийти к единому мнению: Профсоюзная сторона поддержала проект, в то время как Сторона работодателей считает, что принудительное изъятие денежных средств без решения суда, на основе административного решения, является существенным ограничением прав участников экономического оборота. Предлагаемая законопроектом мера может привести только к разовому решению проблемы и одновременно к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в компании, в том числе могут возникнуть последствия, связанные с ликвидацией рабочих мест.

«Имеющиеся факты задолженности, как правило, вызваны объективными экономическими трудностями предприятий, в том числе находящихся в процессе банкротства. Во многом они являются следствием решений и действий органов государственной власти и управления, – отметил представитель стороны Работодателей. – Так, например, отзыв лицензии у банков сразу замораживает средства на счетах работодателей, в том числе предназначенные на выплату заработной платы. В свою очередь, несвоевременная оплата средств по государственным контрактам (строительство, оборонный заказ) вынуждает работодателей задерживать заработную плату или увеличивать кредитную нагрузку и, соответственно, себестоимость».

В заключение А.В. Замосковный отметил, что с учетом предложений работодателей об отмене неэффективных мер принуждения к выплате задолженности по заработной плате у рассматриваемого законопроекта имеется потенциал для нахождения комплексного, по-настоящему компромиссного и эффективного решения и последующей доработки.

По проекту закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части установления особенностей исполнения решения государственного инспектора труда по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений» А.В. Замосковный озвучил замечания стороны Работодателей о необходимости доработать проект, имея в виду предоставление работодателю возможности добровольного погашения задолженности в ходе процедуры исполнения органами ФССП решения ГИТ и отмены в этом случае исполнительского сбора с компании.

Несмотря на сложность и противоречивость обсуждаемого вопроса, докладчику удалось настроить коллег на позитивную и конструктивную дискуссию

В ходе дальнейшей дискуссии Президент РСПП А.Н. Шохин настаивал на исключении возможности внесения законопроектов для дальнейшего рассмотрения на Комиссию по законопроектной деятельности Правительства без учета детального анализа эффективности принимаемых в настоящее время мер, отмены неэффективных инструментов и внесения в законопроекты необходимых изменений и дополнений.

Таким образом, Стороны согласились одобрить рассматриваемые законопроекты с учетом высказанных замечаний и имея в виду дополнительное исключение неэффективных мер административного воздействия на работодателей.

Также в рамках состоявшегося заседания Комиссией были поддержаны проекты следующих нормативных актов, носящие технический, уточняющий характер:

– проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы»;

– проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила представления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, а также принятия специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решений по вопросам участия указанных органов в организации альтернативной гражданской службы»;

– проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан и требования к подбору подходящей работы».

Кроме того, Комиссия утвердила состав межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год и приняла к сведению сообщения представителей Сторон «О ситуации на рынке труда».

В заседании также принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами государственной власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.

 

Добавить комментарий