Представитель Ассоциации принял участие в заседании Рабочей группы РТК по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения
20 февраля 2024 года представитель Ассоциации «ЭРА России» в режиме видеоконференции принял участие в заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения, в рамках которого был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а также проведены консультации по обеспечению приоритетного права профсоюзов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений.
Выступая по вопросу внесения изменений в ТК РФ, заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Т.В. Маленко сообщила, что данный законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 № 59-П по делу о проверке конституционности. Указанным постановлением 8-й абзац ч. 2 ст. 59 ТК РФ признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его толкование и, следовательно, возможность произвольного применения, допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.
В соответствии с рассматриваемым абзацем ТК РФ по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Понятие «руководителя организации» раскрывается в ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса. При этом в постановлении КС РФ № 59 указано, что ТК РФ не устанавливает нормативной взаимосвязи вышеуказанного фрагмента ст. 59 ТК РФ с ч. 1 ст. 273 ТК РФ, содержащей понятие «руководитель организации». Это означает невозможность применения данного определения к лицам, указанным в 8-м абзаце ч. 2 ст. 59 ТК РФ.
В постановлении КС РФ № 59-П также отмечено, что применение указанной нормы в судебной практике сопровождается различным толкованием понятия «руководители организаций», что свидетельствует об отсутствии единого подхода к его пониманию. В этой связи в целях исключения неоднозначности толкования вышеуказанной нормы, а также в целях недопущения заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, законопроектом предусматривается внесение соответствующего изменения в 8-й абзац ч. 2 ст. 59 ТК РФ в части установления нормативной взаимосвязи указанной нормы с ч. 1 ст. 273 ТК РФ, содержащей понятие «руководитель организации».
Кроме того, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 73 и 81 ТК РФ, так как правовой статус руководителя организации (права, обязанности, гарантии, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, среди которых также работники осуществляющие руководство отдельными структурными подразделениями организации, в том числе филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями, без возложения на них функций единоличного исполнительного органа организации.
В ходе рассмотрения законопроекта представители стороны работодателей высказали мнение, что вносимые изменения не решают проблему, указанную в постановлении КС РФ № 59-П, требуется дополнительное обсуждение с учетом ранее направленных замечаний, что также было поддержано представителем Ассоциации.

По вопросу приоритетного права профсоюзов на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений выступила заместитель руководителя Правового департамента Аппарата Федерации независимых профсоюзов России Н.А. Гордеева. В ходе рассмотрения указанного вопроса представителями профсоюзов были предложены изменения в статьи 31, 37 и 372 ТК РФ. Н.А. Гордеева сообщила, что предлагаемые изменения направлены на установление приоритетного права первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение или изменение коллективного договора. Докладчица отметила, что действующий ТК РФ допускает к участию в коллективных переговорах (как в форме представительства работников на локальном уровне социального партнерства) иных представителей работников (не являющихся первичными профсоюзными организациями) в случаях если:
– работники работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации (ч. 1 ст. 31 ТК РФ);
– отсутствуют первичные профсоюзные организации, объединяющие отдельно или в совокупности более половины работников (ч.ч. 2 и 4 ст. 37 ТК РФ);
– отсутствуют первичные профсоюзные организации, уполномоченные общим собранием (конференцией) работников представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне (ч. 4 ст.37 ТК РФ).
Таким образом, ТК РФ сохраняет возможность выбора иного представителя при существующих первичных профсоюзных организациях, что противоречит важнейшим международно-правовым актами, закрепляющими принцип свободы объединения и действенное право на ведение коллективных переговоров.
Изменениями в ТК РФ предлагается предоставлять право на заключение коллективного договора представительному органу работников, избранному из числа работников на общем собрании (конференции) работников, исключительно в случае отсутствия первичной профсоюзной организации. Если работники представлены двумя и более первичными профсоюзными организациями, для проведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора в обязательном порядке должен создаваться единый представительный орган, формируемый на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности объединяемых членов профсоюза. За первичной профсоюзной организацией, объединяющей более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, сохраняется право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
По итогам заседания рабочей группы, сторона работодателей не поддержала указанные изменения, и было решено провести дополнительные консультации.