На заседании Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству рассмотрели нацпроект «Кадры» и вопросы повышения гибкости рынка труда
24 сентября в режиме видеоконференции прошло заседание Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству, в котором приняли участие Президент Ассоциации А.В. Замосковный и директор Департамента по взаимодействию с органами власти, охране труда и тарифному регулированию Ассоциации А.В. Назаров.
На заседании был рассмотрен национальный проект «Кадры», а также вопросы повышения гибкости рынка труда, в частности, расширения возможностей сверхурочной работы.
С сообщением о национальном проекте «Кадры» выступил директор Департамента занятости населения Минтруда России М.В. Кирсанов. Представитель ведомства рассказал, что целью нацпроекта является удовлетворение потребности экономики в кадрах на основе дополнительного вовлечения в занятость.
В состав нацпроекта входят четыре федеральных проекта.
1) Федеральный проект «Управление рынком труда» предусматривает создание модели управления кадровым резервом экономики (формирование ежегодно обновляемого прогноза потребности экономики в кадрах на пятилетний период; модернизацию служб занятости субъектов Российской Федерации).
Среди ключевых показателей результатов реализации ФП, в том числе:
- ежегодный прогноз кадровой потребности;
- проведение независимого исследования среднесрочных и долгосрочных потребностей ключевых работодателей, оказывающих наибольшее влияние на рынок труда;
- модернизация центров занятости населения;
- реализация комплекса законодательных мер по повышению гибкости рынка труда;
- повышение минимального размера оплаты труда.
2) Федеральный проект «Образование для рынка труда» предусматривает создание системы подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности, создание институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации, а также подготовку кадров для высокотехнологичных производств в ЗАТО и моногородах.
Среди ключевых показателей результатов реализации ФП:
- формирование гибкой системы профессиональных стандартов;
- стимулирование реализации программ повышения квалификации на предприятиях ОПК и других предприятиях реального сектора экономики;
- развитие механизма независимой оценки квалификаций.
3) Федеральный проект «Активные меры содействия занятости» предусматривает создание системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики, а также создание условий для эффективного привлечения работников.
Среди ключевых показателей результатов реализации ФП:
- профессиональное обучение и дополнительное образование отдельных категорий граждан по востребованным профессиям;
- субсидирование найма отдельных категорий граждан;
- сопровождение реализации мер поддержки занятости.
4) Федеральный проект «Человек труда» предусматривает повышение престижа рабочих профессий, создание условий профессиональной самореализации молодежи для потребностей рынка труда, а также повышение осведомленности граждан о доступных механизмах профессионального развития.
Среди ключевых показателей результатов реализации ФП:
- проведение Всероссийской ярмарки трудоустройства;
- проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».
В ходе заседания члены Комитета отметили, что основными результатами реализации национального проекта «Кадры» должно стать обеспечение организаций квалифицированными специалистами, являющимися основой всех отраслей экономики. При реализации проекта приоритетными должны стать не только меры по удовлетворению потребности экономики в кадрах на основе дополнительного вовлечения в занятость, но и меры по увеличению эффективности координации действий по выработке направлений обучения граждан с учетом удовлетворения кадровых нужд работодателей, формированию гибкой и эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, ориентированной на запросы экономики, а также по снятию барьеров, в том числе законодательных, в трудоустройстве граждан, ищущих работу.
При обсуждении вопроса повышения гибкости рынка труда был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», представленный Минтрудом России, которым в том числе предусмотрены следующие изменения:
- в статье 22.1 «Электронный документооборот в сфере трудовых отношений», где стороной Работодателей высказаны замечания и предложено ведение в электронном виде без дублирования на бумажном носителе документов, подтверждающих прохождение работниками всех видов инструктажей по охране труда, в том числе целевых инструктажей и приказа (распоряжения) об увольнении работника;
- в части 2 статьи 59 «Срочный трудовой договор», где стороной Работодателей высказаны замечания и предложено исключить ограничения по численности работников на заключение срочных трудовых договоров с лицами, поступающими на работу к работодателям – субъектам МСП;
- в части 6 статьи 99 «Сверхурочная работа», которыми предусмотрено повышение продолжительности сверхурочной работы со 120 часов в год до 240 часов; вместе с тем представителями работодателей высказаны замечания и предложено рассмотреть повышение продолжительности сверхурочной работы, с учетом различных режимов рабочего времени;
- в части 1 статьи 152 «Оплата сверхурочной работы», которыми предусмотрена оплата сверхурочной работы не менее чем в двойном размере за каждый час такой работы; вместе с тем представителями работодателей высказаны замечания и предложены иные подходы к оплате, с учетом продолжительности сверхурочной работы.
По остальным предлагаемым изменениям работодательским сообществом также были высказаны свои замечания и предложения.
По итогам заседания Комитета принято решение о внесении дополнительных замечаний и предложений по всем рассмотренным вопросам.