Представители Ассоциации приняли участие в обсуждении совершенствования системы профессионального образования в рамках заседания ФУМО
27 июня 2024 года в формате видеоконференции состоялось расширенное заседание федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в системе высшего образования по УГСН 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
Открывая мероприятие по обсуждению вопросов совершенствования системы высшего образования, председатель ФУМО А.Т. Комов напомнил, что постановлением Правительства РФ от 9 августа 2023 года в нескольких вузах страны был запущен пилотный проект, направленный на изменения уровней в системе профессионального образования. Докладчик привел слова Министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова, который отметил, что в связи с острым дефицитом технических и инженерных специалистов необходимо развивать отраслевое образование. Решающую роль регулятора в этом процессе будет выполнять государство. Поставлена задача – расширить фундаментальный характер образования, обеспечить условия обучения, при которых студенты будут расширять свой кругозор и получать глубокие профессиональные знания.
Кроме того, пилотные проекты призваны сохранять баланс между фундаментальностью образования и практической ориентированностью на запросы рынка труда. Высшее образование должно быть достаточно гибким, чтобы давать возможность молодым людям получать дополнительные квалификации в процессе обучения, а также обеспечивать связь с системой среднего специального образования, при этом выпускники колледжей должны получать возможность получать высшее образование в сокращенные сроки.
В ходе дискуссии участники заседания рассмотрели и приняли к сведению информацию о том, что с участием Минтруда России планируется формировать единый прогноз кадровой потребности, в связи с чем будут существенно корректироваться контрольные цифры приема на бюджетные места.
Участники дискуссии также отметили, что в минувшем году показатели в ряде вузов по результатам приемной кампании на инженерных направлениях обучения (средний балл для поступления – 68 и ниже) значительно уступают показателям на гуманитарных направлениях (средний балл для поступления – 79). По информации представителей НИУ «МЭИ», такая статистика подтверждает, что общество не ориентировано на подготовку специалистов инженерного профиля. В связи со сложившейся ситуацией в ближайшее время депутаты ГосДумы РФ предполагают ввести на законодательном уровне определение «инженерная деятельность».
В минувшем учебном году в пилотном проекте приняли участие 6 российских вузов. В ходе заседания представители двух из них, НИУ МАИ Д.А. Козорез и НИТУ МИСИС Ю.И. Ришко, рассказали о переходном периоде от системы, включающей уровни бакалавриата и магистратуры, к базовому обучению в рамках специалитета. Сроки обучения по новым программам пилотного проекта пока варьируются, но в ближайшем будущем они вырастут до 5 лет, по сложным наукоемким видам деятельности – до 6 лет.
Университеты делают ставку на усиление роли работодателей в разработке образовательных программ, увеличение срока производственной практики, в результате которой студенты смогут быть трудоустроены по окончании вуза. Кратчайшую связь с работодателями и представление об их запросах обеспечит процедура анкетирования. Кроме того, на первом этапе обучения, в ходе профориентационной работы, вузы планируют предлагать студентам более узкую специализацию, которую они смогут получить на этапе старших курсов, – с учетом этого будущие специалисты смогут самостоятельно подбирать для себя образовательные программы.
Ученый секретарь ФУМО в системе ВО по УГСН 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика Л.Е. Егорова и представители университетов Д.А. Козорез (на фото вверху) и Ю.И. Ришко, презентовавшие материалы о реализации пилотного проекта в вузах |
Далее об итогах состоявшегося заседания Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» в рамках круглого стола «Совершенствование качества и повышение престижа инженерного образования в РФ» Комитета ГД по науке и образованию проинформировал ответственный секретарь Координационного совета Минобрнауки РФ по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» СПбПУ Петра Великого П.И. Романов.
В рамках мероприятия об ожиданиях работодателей от изменений в системе подготовки инженеров рассказали начальник Управления планирования, подбора, обучения и развития персонала Департамента по управлению персоналом ПАО «РусГидро» О.В. Гаврилова и главный эксперт Управления обучения и развития персонала Департамента подбора, обучения и развития персонала ПАО «Россети» Ю.В. Ярыш.
От Ассоциации в заседании приняли участие член ФУМО, Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный, а также начальник Управления по развитию профессиональных квалификаций Ассоциации «ЭРА России» О.Ю. Филичкина.