Вопрос о внесении изменений в «Раздел X. Охрана труда Трудового кодекса РФ» обсужден на совещании в ООР «РСПП»
05 июля 2018 года в РСПП Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина провела совещание по обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)».
В совещании приняли участие представители Минтруда России: Заместитель Министра труда и соцзащиты РФ, Г.Г. Лекарев, Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Корж, представители объединений работодателей, эксперты и члены рабочей группы РТК по охране труда, промышленной и экологической безопасности.
М.В. Москвина открыла совещание, обратив внимание участников на тот факт, что обсуждение наиболее значимых изменений законодательства в сфере охраны труда традиционно происходит с участием представителей Минтруда России, что положительно сказывается на результатах обсуждения.
Г.Г. Лекарев пояснил, что цель разработки законопроекта – это сформировать превентивно-профилактическую модель управления охраной труда, которая могла бы предотвращать предпосылки, риски и опасности наступления травматизма.
В ходе совещания были подробно рассмотрены и обсуждены замечания и предложения стороны работодателей в части исключения дублирования в сфере охраны труда (Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор), приведения терминов и определений к мировым стандартам, законодательству о специальной оценке условий труда, совершенствования контрольно-надзорной деятельности и проведения обязательных медосмотров работников, а также ряд других.
Участники совещания обратили внимание представителей Минтруда России на тот факт, что в законопроекте недостаточно прослеживается ключевой принцип современного подхода к управлению профессиональными рисками – максимизация эффективности мер управления при заведомо ограниченных ресурсах. Для этой цели риски, связанные с каждой выявленной опасностью, должны быть проранжированы, и затем, в зависимости от приоритета риска, по ним должны быть разработаны мероприятия по снижению (исключению), только при таких условиях управление рисками начнет активно внедряться в систему управления охраной труда российских компаний, а не превратится в формализованную процедуру, существующую только «для галочки».
В.А. Корж пояснил, что вопросы, связанные с выявлением опасностей, ранжированием рисков, будут изложены в подзаконных актах, разработка которых предусматривается законопроектом, касающимся методических рекомендаций по выявлению опасностей и методических рекомендаций по выбору метода оценки профессионального риска. Форма данных документов (рекомендаций) в полной мере соответствует одной из главных задач законопроекта – уходу от жесткого регулирования и введению большей гибкости в установлении мер безопасности.
В дискуссии по обсуждению законопроекта принимали активное участие представители ПАО «Мечел», Объединения РаЭл, РСПП, АО «СУЭК», ОООР «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки», ОООР «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России», Ассоциации «СИЗ».
В ходе обсуждения стороной работодателей были отмечены риски работодателей, связанные с административной и финансовой нагрузкой на бизнес, риски невозможности исполнения ряда требований законопроекта.
В процессе обсуждения замечаний и предложений стороны работодателей, большая часть которых была поддержана Минтрудом России, было решено, что они найдут отражение в новой редакции законопроекта и подзаконных актах, разрабатываемых Минтрудом России.
От Объединения РаЭл в совещании приняла участие руководитель Дирекции по регулированию вопросов охраны труда в электроэнергетике В.А. Анкудинова.