Ассоциация выступила с одним из ключевых докладов на совещании с Президентом РСПП А.Н. Шохиным в ходе Форума-выставки «Российский промышленник – 2022» в Санкт-Петербурге

30 ноября 2022 года в г. Санкт-Петербурге в рамках международного форума-выставки «Российский промышленник», проводимого под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), под председательством Президента Союза А.Н. Шохина состоялось совещание с руководителями общероссийских отраслевых объединений работодателей, членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) со стороны работодателей и представителями Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР).

Заседание Правления РСПП

Совещание завершало программу 2-го дня Форума, в рамках которого состоялось также заседание Правления РСПП, а также пленарное заседание Форума, в ходе которого выступили ряд руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведущих российских бизнесменов, а также Губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов. Ассоциацию «ЭРА России» в ходе указанных мероприятий представлял ее руководитель, А.В. Замосковный.

 

Для отраслевых объединений работодателей наиболее значимым мероприятием Форума стало совещание с Президентом РСПП, Координатором стороны Работодателей РТК А.Н. Шохиным. В качестве ключевых в повестку дня были включены вопросы о развитии социального партнерства, а также об итогах работы представителей общероссийских объединений работодателей в РТК в 2022 году.

Базовый доклад по первому вопросу повестки сделал Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный. В своем выступлении представитель Ассоциации привел совокупность аргументов в пользу необходимости формирования пакета стимулов к участию работодателей в системе социального партнерства, в частности, отметив, что существующее положение дел и текущая правовая база фактически не создает никаких экономических предпосылок для принятия работодателями на себя повышенных обязательств в рамках социально-трудовых отношений. Президент Ассоциации подчеркнул, что социально ответственный работодатель, неся повышенные в сравнении с трудовым законодательством затраты на персонал (периодическая индексация зарплат, премирование, социальный пакет, мероприятия по улучшению условий и охраны труда, расходы по применению профстандартов, дополнительное профессиональное образование, направление работников на независимую оценку квалификации и др.), существенно проигрывает с точки зрения экономики предприятия работодателям, выполняющим минимальный объем социально-трудовых требований ТК РФ либо вовсе игнорирующим такие требования (т.н. «серый» работодатель). Минимальные социальные обязательства последних в условиях продиктованного рынком труда размера заработной платы создают для них весомые конкурентные преимущества.

В этих условиях формирование пакета конкретных экономических преференций для социально ответственных работодателей является жизненно необходимой мерой для сохранения системы социального партнерства как таковой.

Трансляция совещания в рамках международного форума-выставки «Российский промышленник» форума велась на видеохостинге YouTube

В развитие обозначенной проблематики Президент Ассоциации напомнил участникам совещания о значительной ретроспективе вопроса. Так, все ключевые предложения по пакету экономических и иных преференций работодателям – ответственным участникам системы социального партнерства были выработаны, а все необходимые обоснования – приведены еще в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития отраслевых объединений работодателей, их роль в развитии системы социального партнерства Российской Федерации», состоявшейся еще в 2014 году под эгидой Общественной Палаты Российской Федерации – отметил спикер.

При этом дальнейшее обсуждение одобренных на форуме инициатив не было форсировано ни на площадке РТК, ни на базе Минтруда России, ни в нижней палате Парламента страны. Как итог – в настоящее время существуют вполне осязаемые риски принятия на законодательном уровне продвигаемых профсоюзными лидерами высокорисковых инициатив, способных оказать деструктивное воздействие на социальный мир и стабильность в трудовых коллективах, непропорционально усилить позиции профсоюзной стороны при ведении коллективных переговоров и фактически обеспечить демонтаж и без того хрупкой системы социального партнерства на отраслевом и региональном уровнях.

В этой связи необходимо, по мнению докладчика, в ускоренном режиме продвигать меры по стимулированию участия работодателей в системе социального партнерства, ключевыми из которых, безусловно, должны стать отдельные налоговые преференции и финансовые послабления. В частности, предлагается отнести к внереализационным расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, расходы организаций в виде вступительных и членских взносов в объединения работодателей, уплачиваемых в соответствии с требованиями уставных документов объединения работодателей (не более 1 % от фонда оплаты труда). В качестве одной из возможных мер предложено предусмотреть финансовые преференции при соблюдении компанией критериев отнесения к категории социально ответственного работодателя. Также, безусловно, представляется целесообразным обеспечить учет статуса социально ответственного работодателя в качестве обязательного условия для получения господдержки, предоставления кредитов на льготных условиях в банках с преобладающим государственным участием.

Для отраслей с государственным регулированием цен критически важным является, во-первых, обеспечение корректного и полного учета в тарифах регулируемых организаций экономически обоснованных расходов на персонал, обусловленных участием в отраслевых соглашениях, во-вторых, введение для социально ответственных работодателей дополнительного повышающего коэффициента, подлежащего учету в тарифах.

Одним из ключевых треков на пути к расширению практики принятия работодателями повышенных социально-трудовых обязательств должно стать снижение административной нагрузки на социально ответственных работодателей. В частности, предлагается обеспечить учет статуса социально ответственного работодателя при отнесении к определенной категории риска в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также существенно ограничить количество проверок со стороны контрольных (надзорных) государственных органов в сфере труда независимо от категорий риска.

Президент Ассоциации также представил ряд других предложений, призванных, в частности, расширить полномочия общероссийских объединений работодателей, а также обеспечить приоритетное участие социально ответственных работодателей в госзакупках.

Для комплексной реализации предложенных инициатив А.В. Замосковный предложил РСПП как ведущему бизнес-объединению страны занять проактивную позицию и представил коллегам возможный вариант плана первоочередных мероприятий, направленных на реализацию согласованных инициатив.

Позиция Ассоциации была концептуально поддержана Президентом РСПП А.Н. Шохиным, а также другими участниками совещания, в том числе коллегами из смежных объединений работодателей, представивших содоклады по вопросу повестки дня: Президентом ОООР ЖКХ А.Д. Кочегаровым и Генеральным директором Объединения «Желдортанс» С.И. Чаплинским.

По согласованию с участниками совещания и председательствующим по итогам совещания Ассоциация «ЭРА России» в недельный срок сформирует проект решения, фиксирующий все принципиальные позиции по вопросу развития системы социального партнерства в стране.

В рамках второго вопроса повестки дня участники совещания обсудили итоги работы представителей общероссийских объединений работодателей в РТК в текущем году. Доклады по данной теме представили Генеральный директор СоюзАтом России А.Ю. Хитров, Исполнительный директор ОООР угольной промышленности, а также ответственный секретарь РТК, помощник Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Ответственный секретарь РТК Н.В. Жарова.

Ряд представителей объединений работодателей приняли участие в дистанционном формате

От Ассоциации «ЭРА России» участие в совещании (в дистанционном формате) также приняли начальник Управления по взаимодействию с органами власти, законотворчеству и тарифному регулированию И.В. Махиня и главный эксперт названого Управления А.С. Турбаба.