Состоялось заседание рабочей группы по социальному партнерству Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1 июля 2021 года в режиме видеоконференции состоялось заседание рабочей группы по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения РТК под председательством Управляющего директора Управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей М.В. Москвиной.

В рамках заседания рассмотрен ряд важных проектов нормативных правовых актов, в числе которых проект федерального закона «О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации» и проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Первым из указанных проектов предусматривалось, что при малозначительности правонарушений, связанных с несоблюдением ограничений, запретов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции применение дисциплинарного взыскания может быть заменено проведением с работником профилактической беседой.

Законопроект вызвал значительные замечания со стороны как работодательского сообщества, так и представителей профсоюзов.

Члены рабочей группы сошлись во мнении о невозможности одобрения проекта федерального закона в предложенной редакции, поскольку разработчиками в лице Минюста России и Минтруда России не обоснована необходимость включения обозначенных предложений именно в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации, посвященную общим вопросам применения дисциплинарных взысканий.

В рамках заседания прозвучали предложения как о возможном вынесении предлагаемых разработчиками положений в отдельную статью в соответствующем разделе Трудового кодекса Российской Федерации об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников, так и полном отказе от внесения предлагаемых изменений в Кодекс, ограничившись корректировкой законодательства о противодействии коррупции.

Проект Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, представленный Минтрудом России после доработки в связи с поступившими замечаниями от работодательского сообщества (в том числе замечаниями Ассоциации «ЭРА России»), также получил множество критических отзывов от членов рабочей группы как по существу самого проекта, так и по вопросу учета представленных на него замечаний, в связи с чем не был поддержан.

В частности Минтрудом России при подготовке итоговой редакции проекта не была учтена позиция работодателей об учете факта участия в социальном партнерстве (работодатель является членом объединения работодателей и (или) присоединился к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне социального партнерства, и имеет заключенный коллективный договор) в качестве самостоятельного понижающего коэффициента при формировании значения коэффициента устойчивости поведения юридического лица или индивидуального предпринимателя, связанного с исполнением обязательных требований. Указанный коэффициент непосредственно влияет на определение категории риска деятельности работодателей в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий (определяет частоту таких мероприятий).  

 Позицию Ассоциации «ЭРА России» по проекту высказал начальник Управления по взаимодействию с органами власти, законотворчеству и тарифному регулированию С.К. Накропин обозначил важность социального партнерства как конституционного института. Представитель Ассоциации подчеркнул, что в социально ориентированных организациях, где реализован институт социального партнерства, создано больше предпосылок к соблюдению обязательных требований, для этого имеются все необходимые правовые и фактические основания и это существенно снижает потециальный риск повторения нарушения. Соблюдение работодателем обязательных требований обеспечивается в частности посредством контроля и участия представителей работников (профсоюзов).

В рамках обсуждения указанного проекта члены рабочей группы со стороны работодательского сообщества предложили ограничить срок действия рассматриваемого Положения двумя годами в целях его доработки по результатам анализа применения.

В заседании рабочей группы также приял участие ведущий эксперт Управления по взаимодействию с органами власти, законотворчеству и тарифному регулированию Ассоциации «ЭРА России» И.В. Махиня.