Представитель Ассоциации «ЭРА России» выступил в рамках заседания рабочей группы РТК по вопросу инициативы ФНПР об увеличении МРОТ

14 января т.г. в режиме видеоконференции состоялось заседание рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений под руководством Председателя Общероссийского профсоюза образования, Вице-президента Европейского комитета профсоюзов образования Г.И. Меркуловой.

Главной темой повестки заседания стал инициированный Федерацией Независимых Профсоюзов России (ФНПР) вопрос об увеличении соотношения минимального размера оплаты труда (МРОТ) и медианной заработной платы. Профсоюзными коллегами предложено внести изменения в федеральное законодательство, предусмотрев ежегодное увеличение соотношения МРОТ и медианой заработной платы на 1 процентный пункт (увеличение с 42 % до 50 % к 2030 году).

С базовым докладом по данному вопросу выступила заместитель председателя ФНПР Н.Н. Кузьмина, отметив в обоснование своей инициативы тенденцию к сокращению разницы между МРОТ, рассчитываемым по соотношению 42 % от медианной заработной платы, и МРОТ, который устанавливался по старой методике до 2021 года (в величине прожиточного минимума трудоспособного населения, определяемого на основе потребительской корзины). По мнению ФНПР, в случае сохранения данной динамики утрачивается ценность новой методики расчета МРОТ исходя из установленного соотношения к медианной заработной плате. Также докладчиком приведены тезисы о том, что в России МРОТ ниже, чем во многих зарубежных странах, в том числе, постсоветского пространства.

Разумеется, такое форсированное увеличение данного соотношения без учета целого ряда обстоятельств не может устроить сторону РТК, представляющую интересы работодателей.

В этой связи по вопросу повестки выступил главный эксперт Управления по взаимодействию с органами власти, законотворчеству и тарифному регулированию Ассоциации «ЭРА России» И.В. Махиня.

Он отметил, что повышение оплаты труда, в частности, МРОТ, должно коррелировать с темпами роста экономики страны в целом и роста производительности труда в частности. Необходимость учета в целях определения МРОТ экономических факторов, включая уровень производительности труда, отмечена и Международной организацией труда в Рекомендациях об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран № 135.

При этом, по данным Росстата, индекс производительности труда, как по экономике страны в целом, так по отдельным отраслям, с 2012 года не имеет тенденции к форсированному росту, напротив, с 2019 года усматривается тренд к устойчивому снижению указанного показателя.

Если обратиться к данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чьей статистикой оперирует ФНПР, по показателю производительности труда Россия уступает всем странам ОЭСР, кроме Мексики. Указанный показатель в России составляет 39 % от уровня США и 26 % от уровня Ирландии, чьи показатели МРОТ приведены профсоюзными коллегами в качестве примеров. Кроме того, приведенные ФНПР показатели величин МРОТ в ряде зарубежных стран отражены без учета паритета покупательной способности, что не показывает действительного положения дел.

 

Участники заседания рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения РТК

 

Также представитель Ассоциации отметил, что инициатива ФНПР не учитывает особенностей функционирования организаций с государственным регулированием цен (тарифов), где реализуется принцип долгосрочного установления цен (тарифов). В настоящее время предприятия электроэнергетики вступили в новый период долгосрочного тарифного регулирования (до 2025 года), в течение которого тарифы не пересматриваются. Предлагаемое ФНПР форсированное ежегодное повышение МРОТ (который применяется не только для регулирования оплаты труда, но и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования) без учета условий социально-экономического развития страны может существенно нарушить баланс интересов сторон, поскольку приведет либо к значимому росту тарифов для потребителей, либо к существенному ухудшению финансовой конъюнктуры энергокомпаний, и, как следствие – снижению их инвестиционной привлекательности.

Резюмируя сказанное, И.В. Махиня подчеркнул, что Ассоциация не поддерживает инициативу ФНПР.

 

Участие в заседании рабочей группы главного эксперта Управления по взаимодействию с органами власти, законотворчеству и тарифному регулированию Ассоциации «ЭРА России» И.В. Махиня

 

По итогам состоявшегося обсуждения принято решение о продолжения социального диалога по обозначенному вопросу на более детальном уровне с совместным изучением статистических данных и выработкой подходов, которые бы устроили все заинтересованные стороны.