На совместном заседании рабочих групп РТК рассмотрено Положение о государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства

18 июня состоялось совместное заседание рабочей группы РТК группы по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения и рабочей группы по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы.

Участники заседания приняли к сведению информацию исполняющего обязанности директора ФКУ «Соцтех» М.М. Аронова о Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Минтруда России, на период до 2025 года (далее –Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-р. Концепция определяет направления цифровой и функциональной трансформации социальной сферы и разработана для оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов (за исключением Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а также для совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе цифровых технологий.

Разработчик Концепции (Минтруд России) в рамках ее реализации предполагает осуществить цифровую трансформацию посредством глубокой реорганизации и реинжиниринга функциональных процессов с широким применением цифровых инструментов в качестве механизмов исполнения процессов.

Цифровизация социальной сферы предполагает изменение процессов, организационной структуры, осуществляемых функций, принципов принятия решений и взаимодействия подведомственных Минтруду России организаций с гражданами и юридическими лицами, повышение качества предоставляемых услуг, снижение издержек на их предоставление за счет создания единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, автоматизирующей деятельность Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Концепция предполагает унифицировать стандарты предоставления федеральных, региональных и муниципальных мер социальной поддержки на базе единой цифровой платформы в формате так называемого «Социального казначейства».  Это позволит повысить их адресность и эффективность предоставления, а также существенно сократить издержки на содержание аппарата управления.

Представители Сторон высказали многочисленные замечания к тексту Концепции. В частности, Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина обратила внимание на то, что Концепция затрагивает фундаментальные принципы формирования социальной сферы и, кроме того, принята без рассмотрения на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Профсоюзная сторона поддержала данные замечания. кроме того, ее представители отметили необходимость дополнительного изучения финансово-экономического обоснования этого проекта.  В ходе обсуждения рабочей группой принято решение рассмотреть данный документ повторно с участием руководителей Минтруда России.   

На заседании также было принято рассмотрен проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Проект представили заместитель начальника отдела Департамента условий и охраны труда Минтруда России Ю.А. Ерофеева и начальник Управления правового обеспечения, социального партнерства и международной деятельности Роструда Б.С. Гудко.

Проект постановления разработан в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, который вступает в силу с 1 июля 2021 года. В связи с этим законом изменяется общая парадигма взаимодействия проверяющих органов с поднадзорными субъектами в целях закрепления приоритета профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным мероприятиям.

Вместе с тем объединениями работодателей внесены замечания и предложения о доработке проекта. Ассоциация «ЭРА России» предложила дополнить проект постановления нормой, которая предполагает при определении критериев отнесения объектов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к тем или иным категориям риска учитывать принадлежность контролируемой организации к системе социального партнерства, предоставляя в этом смысле преимущество тем организациям, которые несут дополнительные обязательства в этой сфере.

В результате обсуждения проекта рабочей группой принято решение предложить Сторонам сформулировать консолидированные позиции по отношению к проекту постановления и повторно рассмотреть данный проект 22 июня 2021 года.

Кроме того рабочими группами рассмотрены и рекомендованы к принятию следующие проекты постановлений Правительства Российской Федерации:

– «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 885»

– «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)».

В заседании приняли участие Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный и начальник Управления по взаимодействию с органами власти С.К. Накропин.