На пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» были подведены промежуточные итоги пилотного проекта по независимой оценке квалификаций в среднем профессиональном образовании.

По поручению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам о внесении в приоритетный проект «Образование» предложений по дополнительным мерам содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций был реализован пилотный проект по проведению процедуры государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников колледжей в форме независимой оценки квалификаций с  использованием оценочных средств, разработанных советами по профессиональным квалификациям, в том числе и Советом по профквалификациям в электроэнергетике. Экзамен проводили эксперты центров оценки квалификации.

Проект реализован при поддержке Минтруда России и Национального агентства развития квалификаций. Всего в нем приняли участие 36 колледжей, 12 центров оценки квалификаций.

6 июля 2018 года Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям провел пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс», где были представлены промежуточные итоги проекта по независимой оценке квалификаций в среднем профессиональном образовании.

Участники пресс-конференции в агентстве «Интерфакс»

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций, член Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.Н. Лейбович сообщил, что государственную итоговую аттестацию в формате профессионального экзамена в этом году прошел 271 студент колледжей в 8 регионах России. Успешно выдержали испытание 56,5 % выпускников. Они получат два документа: диплом об образовании и свидетельство о квалификации. В рамках проекта всем студентам, успешно сдавшим экзамены, гарантировано трудоустройство. 

Выступление А.Н. Лейбовича

А.Н. Лейбович подчеркнул, что независимая оценка квалификации рассчитана, прежде всего, на взрослых работников. Однако и молодежь, благодаря новой системе, сумеет приходить на рынок труда, уже имея квалификацию. Он отметил, что большинство участников пилотного проекта занимались по образовательным программам, которые еще не актуализированы в соответствии с современными профессиональными стандартами. «Одна из проблем – сделать так, чтобы требования работодателей в программы вошли быстро», – добавил он.

Председатель Совета по профквалификациям в электроэнергетике, член Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям А.В. Замосковный подчеркнул, что участие в данном пилотном проекте очень важно, потому что его реализация – это очередной шаг на пути продвижения национальной принципиально новой системы профессиональных квалификаций, внедрение которой в конечном счете поможет гражданам получать высшее и среднее профессиональное образование, максимально адаптированное к требованиям работодателя. Он отметил, что, поскольку во главу угла поставлены профессиональные стандарты, на их базе разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты – это первый шаг к тому, чтобы приблизить образовательный процесс к актуальным потребностям рынка труда. Гармонизация процедур итоговой аттестации и механизма независимой оценки квалификаций приведет к формированию некоего единого процесса, в результате которого работник будет приходить к работодателю максимально подготовленным к будущим профессиональным компетенциям, и с первых дней исполнения трудовых обязанностей ему не придется переучиваться под требования работодателя, он сможет сразу эффективно включиться в процесс с максимальной отдачей и производительностью труда, получая за свой труд конкурентную зарплату, считает руководитель Объединения РаЭл.

Выступление А.В. Замосковного

Председатель СПК индустрии красоты В.М. Горелик отметил, что благодаря пилотному проекту удалось выявить недостаточный уровень подготовки мастеров производственного обучения. Это поможет разработать необходимые для повышения их квалификации образовательные программы с обязательными стажировками, освоением новых технологий и материалов. Без квалифицированных мастеров производственного обучения и преподавателей трудно рассчитывать на квалифицированных выпускников.

Ответственный секретарь СПК в области сварки, технический директор СРО НП «НАКС» А.И. Чупрак подчеркнул важность правильной оценки результатов пилотного проекта и его последующего масштабирования.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства просвещения Российской Федерации А.Н. Левченко назвал пилотный проект сигналом для властей.

«Его можно использовать в дальнейшем для принятия управленческих решений, связанных и с оптимизацией сети, и с качеством образовательных программ, и с их ежегодным обновлением. Министерство просвещения будет принимать активное участие в модернизации нормативно-правовой базы среднего профессионального образования, в том числе и в части совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации», – заявил он.

В полном объеме итоги реализации пилотного проекта в электроэнергетике будут подведены на осеннем заседании Совета по профессиональным квалификациям.