На заседании рабочей группы РТК обсудили предложения Ассоциации по проекту федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»

4 февраля 2020 года состоялось заседание рабочей группы в области экономической политики РТК.

Центральным вопросом заседание стало рассмотрение итогов совещания по проекту федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», которое состоялось 15 ноября 2019 года по инициативе Ассоциации «ЭРА России», поддержанной Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

С информацией об итогах совещания выступил заместитель Руководителя ФАС России С.А. Пузыревский. Он обозначил согласие ФАС России предусмотреть в законопроекте порядок учета положений отраслевых и иных соглашений в сфере социального партнерства. Одновременно представитель федеральной службы отметил необходимость установления верхнего предела при определении затрат на оплату труда в регулируемых отраслях, а также назвал основные пункты, по которым стороны зафиксировали разногласия: о предельном размере средней заработной платы регулируемого субъекта при установлении регулируемых цен (тарифов) и о предельном размере расходов регулируемого субъекта на социальные нужды при установлении регулируемых цен (тарифов).

По мнению ФАС России, предельный размер средней заработной платы не должен превышать среднюю заработную плату по отрасли, в которой осуществляет деятельность регулируемый субъект, сложившуюся в соответствующем субъекте Российской Федерации по итогам года, предшествующего году начала периода регулирования, а предельный размер расходов на социальные нужды, подлежащий включению в необходимую валовую выручку регулируемого субъекта, не должен превышать 7 процентов от расходов на оплату труда при условии, если это «предусмотрено коллективным договором или социально-партнерским соглашением».

Далее представитель антимонопольного ведомства проинформировал о позиции общероссийских отраслевых объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов, которая была зафиксирована на совещании 15 ноября 2019 года. Предложение работодательского сообщества, сформулированное Ассоциацией «ЭРА России», заключается в том, что предельные размеры средней заработной платы необходимо установить на уровне двух среднеотраслевых заработных плат, а предельный размер расходов на социальные нужды определить на уровне 15 процентов от расходов на оплату труда.

В ходе дальнейшего обсуждения Генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта С.И.Чаплинский указал на правовую неопределенность понятия «отрасль» в современном законодательстве, а руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Всероссийского Электропрофсоюза А.В. Гущин отметил необходимость уточнения перечня предприятий, данные о заработной плате которых будут  учитываются при расчете средней заработной платы по отрасли.

Исполнительный директор ОООР «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» А.М. Окуньков высказал опасения относительного того, что предлагаемые изменения в законопроект могут повысить тарифы регулируемых организаций.

Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный, выступая перед участниками, подчеркнул, что предложения Ассоциации «ЭРА России» отвечают интересам всех заинтересованных сторон. В частности, в них учитываются интересы потребителей, т.к. порядок учета затрат на оплату труда не повлияет на порядок определения предельного уровня тарифов субъектов естественных монополий и, следовательно, не повлияет на уровень рентабельности потребителей услуг регулируемых организаций.

Останавливаясь на интересах регулируемых организаций, руководитель Ассоциации отметил, что следует принимать во внимание наличие в субъектах Российской Федерации организаций электроэнергетики, не взявших на себя обязательства по соблюдению норм отраслевого тарифного соглашения (далее – ОТС) в электроэнергетике и, следовательно, выплачивающих заработную плату в существенно меньшем объеме, чем организации – участницы ОТС. Тем самым средняя величина заработной платы в отрасли в регионе будет ниже уровня, установленного с учетом ОТС. Применяя верхнюю планку, предложенную ФАС России, региональные регуляторы будут вынуждены последовательно снижать уровень затрат на персонал в тарифе организаций – участниц ОТС. Вследствие этого уровень средней заработной платы в регионе, принимаемый за базу расчета, будет снижаться, что, в свою очередь, опять повлечет за собой применение верхней планки для ограничения фонда оплаты труда организаций – участниц ОТС. Таким образом, в результате ряда последовательных ежегодных итераций применение этой методики приведет к снижению уровня реальной заработной платы в отрасли вне зависимости от производительности труда энергетиков. Такой подход, по мнению Ассоциации, недопустим, т.к. не позволяет участникам ОТС выполнять взятые на себя обязательства. Таким образом, речь идет не о необоснованном завышении расходов на персонал, а о необходимости обеспечить работодателю возможность выполнить требования трудового законодательства.

А.В. Замосковный обратил внимание участников на то, что принятие предложений по корректировке норм закона соответствует интересам государства, в том числе в части надежности и качества предоставляемых услуг, т.к. выполнение норм отраслевых соглашений позволит сохранить в регулируемых отраслях высококвалифицированные кадры, обеспечить социальную стабильность и стимулировать расширение участников социального партнерства. Кроме того, будут соблюдены и интересы профсоюзных структур, т.к. реализация предлагаемых мер приведет к повышению роли отраслевых соглашений и коллективных договоров, послужит стимулом к развитию социального диалога, позволит отследить целевой характер включенных в тариф средств, обеспечит возможность контроля корректности их расходования.

О своей поддержке позиции Ассоциации «ЭРА России» заявил президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения А.Д. Кочегаров, который предложил выделить в рассматриваемом законопроекте в отдельную статью вопросы определения затрат на персонал, учета при тарифном регулировании норм трудового законодательства в сфере социального партнерства.

Предложения работодателей поддержал и председатель Всероссийского Электропрофсоюза Ю.Б. Офицеров, который обратил внимание представителей ФАС России на распространенную практику региональных органов в области государственного регулирования тарифов по исключению из необходимой валовой выручки организаций – участниц ОТС расходов на персонал, определенных соглашением о социальном партнерстве,  в том числе расходов на социальные нужды.

Председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения А.Д. Василевский рассказал об имеющейся статистике заработной платы в отраслях ЖКХ и влиянии на ее уровень решений региональных и муниципальных властей.

В результате обсуждения рабочей группой предложено участникам заседания представить свои замечания и предложения, включая необходимые расчеты, в Секретариат РТК для  направления в ФАС России, а затем продолжить согласительные процедуры на площадке ФАС России.

Кроме того, участники заседания приняли к сведению сообщение директора Департамента правовых основ цифровой экономики Минэкономразвития России А.О. Лебедева «О ходе реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды».

В заключительной части заседания был рассмотрен вопрос «О развитии и сравнительной конкурентоспособности текстильной и легкой промышленности с учетом роста фискальной нагрузки, в том числе в результате повышения НДС до 20 %».  В рамках обсуждения участники приняли к сведению сообщения представителей Российского профсоюза работников промышленности, Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Минфина России, Минэкономразвития России, Минпромторга России и ФНС России.

В заседании также принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.

Выступление А.В. Замосковного на заседании РГ РТК