Рабочая группа ФАС России рассмотрела вопросы перекрестного субсидирования в электроэнергетике

22 марта состоялось заседание Рабочей группы ФАС по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса. Основной темой заседания стало распределение перекрестного субсидирования по уровням напряжения.

Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее – Закон об электроэнергетике) дано определение «величины перекрестного субсидирования» как размера финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Для каждого субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации определена своя величина перекрестного субсидирования в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике, а  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в свою очередь, руководствуясь статьей 23.1 Закона об электроэнергетике, ежегодно устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с учетом величины  перекрестного субсидирования в своём регионе.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям устанавливаются в субъекте Российской Федерации в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и дифференцируются по уровням напряжения (как правило, четыре уровня напряжения: ВН, СН-1, ‎СН-2, НН).

Базовым принципом распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения, по мнению ФАС России, должна быть равномерность (установление единой ставки перекрестного субсидирования для всех уровней напряжения). Существующая практика распределения величины перекрёстного субсидирования между уровнями напряжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по собственному усмотрению не устаивает ФАС России

В связи с этим ведомством подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, который вносит изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178,  и предусматривает:

– наделение ФАС России полномочиями по утверждению методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению, или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям;

– утверждение ставки перекрестного субсидирования в двух вариантах и ее учете в величине ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) и величине одноставочной цены (тарифе) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;

– введение ответственности для субъектов Российской Федерации в случае учета ставки перекрестного субсидирования в размере, отличном от величины, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями.

Текст проекта размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 01/01/02-19/00088291). Участникам рабочей группы предложено направить в ФАС России свои замечания и предложения по проекту.

В заседании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.