Президент Ассоциации выступил на совещании Минэнерго России с оценкой влияния изменений, вносимых в Трудовой кодекс РФ, на развитие института независимой оценки квалификации

12 марта 2020 года под председательством Директора Департамента законопроектной работы и развития кадрового потенциала Минэнерго России А.А. Пахомова состоялось совещание по вопросу обсуждения проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда отдельных категорий работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения». В совещании приняли участие представители Департамента, организаций ТЭК, РСПП, Ассоциации «ЭРА России» и Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки.

Проведение совещания было обусловлено необходимостью исполнения поручений рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в т.ч. о проведении дополнительных консультаций по законопроекту с участием заинтересованных сторон. В феврале 2020 года Минэнерго России провело конструктивные встречи с заинтересованными работодателями, профсоюзами, представителями ФНПР, РСПП, Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. По итогам этих консультаций была доработана и направлена в рабочем порядке в АНО «НАРК» пояснительная записка к законопроекту – для принятия окончательного решения по концепции предлагаемых изменений в ТК РФ, а также скорректировано название новой статьи 3516 ТК РФ (исключены слова «в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений»). Заинтересованными сторонами в целом поддержаны Положения законопроекта, которые предусматривают объединение нескольких аттестационных комиссий по вопросам безопасности, так как это позволит сократить расходы на организацию работы с персоналом.

В рамках обсуждения законопроекта на уровне РТК, консультаций с АНО «НАРК» наибольшую дискуссию вызвали концептуальные вопросы взаимосвязи законопроекта с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Участвующие в обсуждении законопроекта стороны признали, что в электроэнергетике и теплоснабжении традиционно существуют специальные категории работников, к которым предъявляются особые требования по подготовке и подтверждению готовности к выполнению профессиональных задач: административно-технический, диспетчерский, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный и вспомогательный персонал. Для указанных категорий работников устанавливаются специальные формы работы, проведение которых является обязательным для работодателей. Все эти формы предусматривают подготовку, подтверждение и оценку квалификации работников на предмет знания ими специфичных требований, предусмотренных локальной нормативно-технической и иной производственной документацией. При этом в Российской Федерации принята, а с 1 июля 2019 года полностью вступила в силу и де-юре стала основной новая система оценки квалификации, базирующаяся на проведении профессиональных экзаменов – процедуре подтверждения квалификации работника (соискателя) на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Инициаторы законопроекта полагают, что вступление в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации», а также отсутствие в ТК РФ положений, безусловно устанавливающих обязательство работников проходить соответствующую аттестацию, подготовку и подтверждение готовности, несут риски для работодателей при реализации существующей практики работы с персоналом. При этом работодатели, представители Минэнерго России не отрицают потенциальных преимуществ системы профессиональных экзаменов, позволяющих на регулярной основе повышать квалификацию работников. 

В ходе совещания 12 марта ряд принципиальных возражений к законопроекту высказал Генеральный директор Союза работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России А.Ю. Хитров, изложив согласованную позицию Российского союза промышленников и предпринимателей. Данная позиция заключается в целесообразности обновления отраслевых систем аттестации и проверки знаний с учетом современных инструментов Национальный системы квалификаций: профессиональных стандартов, профессиональных экзаменов с использованием оценочных средств, утвержденных отраслевыми советами по профессиональным квалификациям, и т.п. Внедрение в законодательство норм, которые могут вывести отдельные отрасли и/или виды деятельности из-под действия единой системы оценки квалификации, является контрпродуктивным, не отвечает современными мировым тенденциям и создает риск развала создаваемой в России Национальной системы квалификаций.

Решением, позволяющим осуществить постепенный переход от отраслевых систем аттестации к национальной системе оценки квалификации, может стать постепенное внедрение профессиональных экзаменов в аттестационные процедуры, участие советов по профессиональным квалификациям в разработке инструментов оценки, взаимодействие с государственными контролирующими органами, включение представителей Ростехнадзора в состав экзаменационных комиссий центров оценки квалификации и т.п. По мнению работодателей, необходимо выработать вариативные переходные правила, позволяющие усовершенствовать подходы к оценке персонала, сохранить контроль профильных органов государственной власти, минимизировать риски для работодателей, при этом предоставив работодателям право активно влиять на все процессы.

В ходе дискуссии представители энергокомпаний подтвердили, что правовая база позволяет работодателям активно участвовать в становлении системы независимой оценки квалификации. На базе структур крупнейших системообразующих организаций ТЭК уже созданы и действуют центры оценки квалификаций. В 2019 году в нефтегазовом комплексе и электроэнергетике профессиональные экзамены успешно сдали более семи тысяч работников. По мнению экспертов РСПП и Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, принятие законопроекта в текущей редакции может существенно затормозить развитие системы независимой оценки квалификации в отрасли. Эта позиция обусловлена положениями ч.3 ст.1 ФЗ «О независимой оценке квалификации», которая предусматривает возможность иного порядка проведения оценки квалификации (без проведения профессионального экзамена), если это установлено иными федеральными законами и в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников.

А.А. Пахомов поблагодарил А.Ю. Хитрова за аргументированное изложение позиции РСПП и отметил готовность министерства после реализации данного законопроекта продолжить деятельность в направлении совершенствования практики работы с персоналом, в т.ч. проработать предложения по развитию в электроэнергетике системы независимой оценки квалификации, консолидации механизмов аттестации. Со своей стороны представитель Минэнерго России предложил профессиональному сообществу также активно инициировать обсуждение вопросов совершенствования аттестации, интеграции различных систем оценки.

Представители энергокомпаний выступили в поддержку законопроекта, отметив, что его принятие упростит направление работников на аттестацию, позволит сократить расходы работодателей.

Позицию Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике (ЭСПК) по законопроекту высказал Президент Ассоциации «ЭРА России», Председатель ЭСПК, Член Национального совета А.В. Замосковный. Он отметил, что общественное обсуждение данного законопроекта выявило принципиально разную оценку законопроекта со стороны работодателей, сотрудников энергокомпаний, экспертов, Национального совета. У ЭСПК нет принципиальных замечаний и возражений к законопроекту, содержание его прямо не препятствует развитию института независимой оценки квалификации. Тем не менее, дискуссия на уровне рабочих групп РТК и на других площадках выявила явные несоответствия в ряде положений законодательстве: некоторые из них, с одной стороны, предписывают правоприменителям с 1 июля 2019 года перейти на систему профессиональных стандартов и профессиональных экзаменов, а согласно другим – остается фактически в неизменном виде система аттестации. В связи с этим, отметил А.В. Замосковный, всем заинтересованным сторонам необходимо продолжить работу по совершенствованию механизмов работы с персоналом в сфере безопасности, при этом умеренно использовать новые подходы. В качестве инструмента, который может поддержать развитие в электроэнергетике системы профессиональных экзаменов, можно использовать разработку дорожной карты, которая установит целевые ориентиры по масштабному внедрению в отраслях ТЭК профессиональных экзаменов и системы независимой оценки квалификации.

По итогам совещания в Минэнерго России будет подготовлен протокол.

В совещании от Ассоциации «ЭРА России» также принял участие заместитель Директора Департамента социального партнерства, аналитики и профессиональных квалификаций, ответственный секретарь ЭСПК А.В. Павлов.

Добавить комментарий