Рабочая группа РТК рассмотрела проект поправок в Трудовой кодекс в части регулирования дистанционной и удаленной работы

9 июля 2020 года на заседании рабочей группы по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений состоялось обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы», внесенного группой депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации

По мнению законодателей, пандемия Covid-19 выявила проблемы российского трудового права, которые заключаются в недостаточной гибкости отдельных положений и ограниченных возможностях применения информационно-коммуникационных технологий в трудовых отношениях. Начало пандемии Covid-19 в силу объективных обстоятельств привело к масштабному распространению режима работы вне стационарных рабочих мест, к развитию взаимодействия между сторонами трудовых отношений с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тем самым выявились противоречия между реальными процессами в сфере труда в период пандемии и российским трудовым правом, в частности, устанавливаемыми им формами занятости и рабочего времени.

Новый законопроект предлагает упорядочить понятийный аппарат, разграничив три ключевых понятия:

  • дистанционная (удаленная) работа. Содержание данного понятия уже содержится в действующей редакции ТК РФ;
  • временная дистанционная (удаленная) работа – это режим работы, предусматривающий временное выполнение трудовой функции работника, работающего на основании трудового договора, вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя;
  • комбинированная дистанционная (удаленная) работа. Такой режим включает в себя работу и на стационарном рабочем месте, и дистанционную работу.

Согласно законопроекту, соответствующий характер дистанционной работы должен быть прописан в трудовом договоре или соглашении об изменении условий трудового договора. Такие договоры могут заключаться путем обмена электронными документами, что не исключает направления работнику экземпляра договора на бумажном носителе. Местом заключения такого договора будет считаться место нахождения работодателя.

В договоре о дистанционной работе предлагается устанавливать условие об обязанности дистанционного работника использовать оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства, предоставленные или рекомендованные работодателем. Также работник вправе использовать свое личное оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации, при этом в локальных актах или в самом трудовом договоре может быть прописан порядок компенсации расходов, связанных с использованием работником личного оборудования. Условие о рабочем месте в договоре может не указываться.

Законопроект допускает в трудовом договоре прописывать обязанность дистанционного работника отвечать на звонки, электронные письма и запросы работодателя, а также срок, в течение которого дистанционный работник обязан реагировать на запросы работодателя в течение рабочего времени.

В ходе обсуждения члены и эксперты рабочей группы высказали замечания и предложения по внесению изменений в законопроект. Так, Генеральный директор ОООР «СоюзАтом» А.Ю. Хитров предложил рассмотреть вопрос о возможности интеграции дистанционной работы в трудовой договор в порядке статьи 57 ТК РФ.

Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина предложила рассмотреть возможность исключения приоритетного права отдельных категорий работников на временную удаленную работу в чрезвычайных обстоятельствах (статья 312.6 законопроекта).

Начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин предложил в случае введения упрощенного порядка режима временной дистанционной (удаленной) работы, обусловленного обстоятельствами чрезвычайного характера (катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия, эпизоотия и т.п.) исключить необходимость получения согласия работников на перевод на удаленную работу, а также требование учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по этому вопросу ввиду невозможности выполнения этого условия в необходимые сроки. Кроме того, С.К. Накропин предложил максимально упростить порядок электронного взаимодействия работодателя и работника, а также уточнить условия использования оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации, предоставляемых работодателем, и личного оборудования работника.

По итогам обсуждения рабочая группа приняла решение согласиться в основном с проектом закона и предложить координаторам сторон Комиссии, представляющим общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство Российской Федерации, направить в секретариат Комиссии свои позиции по проекту федерального закона для представления их в Государственную Думу Российской Федерации и учета при доработке проекта во втором чтении.

 

 

Добавить комментарий