Предложения Ассоциации «ЭРА России» учтены при подготовке поправок в Трудовой кодекс в части регулирования дистанционной (удаленной) работы ко второму чтению в Государственной Думе

20 ноября 2020 г. состоялось заседание Комитета по рынку труда и социальному партнерству РСПП. Центральным вопросом заседания стало рассмотрение новой редакции проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» (проект № 973264-7) в редакции, подготовленной ко второму чтению в Государственной Думе РФ.

Информацию о ходе работы над проектом и внесенных в него изменениях участникам заседания представила ответственный секретарь  рабочей группы  Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов по подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 973264-7, главный референт аппарата фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Н.В. Локтюхина. Она отметила, что рабочей группой была проделана большая работа по корректировке норм законопроекта в соответствии с предложениями общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов. В результате нескольких раундов обсуждений рабочей группой выработана компромиссная редакция, в которой также учтены концептуальные предложения Ассоциации «ЭРА России». Так, уточнен понятийный аппарат законопроекта, в том числе понятия дистанционной и удаленной работы. Кроме того, проект в новой редакции позволяет в том числе более гибко сочетать режимы стационарной и дистанционной работы; в исключительных случаях временный перевод работника на срок чрезвычайных обстоятельств на дистанционную работу по инициативе работодателя возможен без согласования с работником, на основании локального нормативного акты, издаваемого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации; сохранена возможность включения в договор (приложение к договору) о дистанционной работе дополнительных оснований для его расторжения; исключена обязательная приоритетность временного перевода на дистанционную работу для отдельных категорий работников.

Выступление Н.В. Локтюхиной

В целом, по оценке Президента РСПП А.Н. Шохина, поправки ко второму чтению значительно улучшили законопроект и, в частности, шире стала использоваться возможность договоренности между работодателями и дистанционными работниками в трудовом договоре, закрепления ее в коллективных договорах, локальных нормативных актах, в том числе в вопросах регулирования дистанционного взаимодействия, регулирования рабочего дня, времени отдыха работника.

Выступление А.Н. Шохина

В результате обсуждения Комитет по рынку труда и социальному партнерству РСПП рекомендовал поддержать представленную редакцию проекта федерального закона. Кроме того, члены комитета предложили рассмотреть анализ правоприменительной практики реализации положений закона и предложений по развитию норм законодательства о дистанционной работе, разработке рекомендаций сторонам социального партнерства по организации дистанционной работы в рамках работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме того, Комитет рассмотрел пакет проектов федеральных законов, подготовленный Минтрудом России и вносящий изменения в законодательство, регулирующее вопросы установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов, а также ответственность за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Представители объединений работодателей отметили, что ранее РСПП неоднократно направлял в Минтруд России предложения по совершенствованию механизма трудоустройства инвалидов на открытом рынке труда, однако ключевые предложения РСПП по созданию эффективно действующего механизма установления квоты и трудоустройства инвалидов не были приняты.

В заключении РСПП отмечается, что бизнес как участник процесса трудоустройства инвалидов заинтересован в создании прозрачного и эффективно функционирующего механизма трудоустройства инвалидов на открытом рынке труда. По мнению работодателей, разработка каких-либо мер по увеличению числа трудоустроенных инвалидов должна основываться на анализе сложившейся ситуации в данной области в зависимости от степени утраты трудоспособности и способности к передвижению, от вида нарушенной функции. Использование же только административных методов (установление контрольных цифр, усиление контрольно-надзорной деятельности, увеличение размеров штрафов) недопустимо.

Учитывая, что процесс трудоустройства инвалидов носит комплексный характер и в нем участвуют органы исполнительной власти, работодатели и инвалиды, Комитет отметил, что модернизация механизма трудоустройства инвалидов должна включать создание дифференцированных методов трудоустройства инвалидов в зависимости от группы инвалидности и степени утраты трудоспособности, а также специфики местных рынков труда (например, при наличии ограниченной численности соискателей из числа инвалидов), от статуса собственника организации (государственная/негосударственная).

Кроме того, работодатели внесли ряд конкретных предложений, направленных на учет затрат работодателей на создание специализированных рабочих мест для инвалидов, а также на разработку и внедрение в практику программ по стимулированию найма инвалидов, в том числе в частном секторе экономики, программ субсидирования и сохранения занятости инвалидов

В целом профильный комитет РСПП не поддержал предложенный подход Минтруда России к модернизации механизма трудоустройства инвалидов и предложил существенно переработать рассматриваемый пакет законопроектов.

В заключение Комитет принял к сведению информацию заместителя Министра юстиции РФ Е.Л. Забарчука и начальника Управления ФСИН России В.В. Родионова по вопросу организации взаимодействия представителей бизнес-сообщества с ФСИН России в части привлечения к труду осужденных на принудительные работы. Члены комитета предложили   направить в отраслевые и региональные объединения-члены РСПП информационное письмо с предложением рассмотреть вопрос возможного привлечения к труду осужденных к принудительным работам лиц, в том числе на предприятиях и в организациях, при строительстве крупных объектов, а также на работах по очистке Арктической зоны РФ от загрязнений.

В заседании Комитета по рынку труда и социальному партнерству РСПП приняли участие Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный и начальник Управления по взаимодействию с органами власти С.К. Накропин.

Добавить комментарий