В рамках Недели российского бизнеса представители региональных объединений работодателей обсудили актуальные вопросы регулирования трудовых отношений

15 марта 2019 года под председательством Исполнительного вице-президента РСПП В.М. Черепова состоялся круглый стол руководителей и представителей региональных объединений работодателей и региональных отделений РСПП в формате делового завтрака, посвященный обсуждению актуальных вопросов делового климата  социального партнерства.

Центральное место в дискуссии заняло обсуждение  вопроса о возможных мерах по реализации  постановлений Конституционного суда Российской Федерации, затрагивающих существенные вопросы регулирования в сфере трудовых отношений, в частности Постановление Конституционного Суда №38-П от 17 декабря 2017 г. Этим постановлением Конституционный суд уточнил, что действующим правовым регулированием районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями в состав МРОТ не включаются. Позицию работодательского сообщества по этому вопросу озвучила Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина.

Она отметила, что в ходе последовательной работы участников социального партнерства, завершившейся принятием закона о приравнивании МРОТ к прожиточному минимуму, работодатели исходили из того, что МРОТ – это не только государственная гарантия, но и такое же вознаграждение за труд и включает в себя как тарифную часть, так и  стимулирующие и компенсационные  выплаты. До определенного момента профсоюзная сторона с этим соглашалась. Однако теперь ФНПР, необоснованно ссылаясь на это постановление Конституционного суда, направило обращение Председателю Правительства РФ, а потом и Президенту РФ  о том, что установление окладов (тарифных ставок) должно быть не ниже МРОТ и что трактовка Минтруда России по данному вопросу искажает постановление Конституционного суда.

Такие действия профсоюзов вызывают конфликты при заключении соглашений и колдоговоров, создают напряженность в трудовых коллективах, дискредитируют работодателей, не разделяющих их позиции.

Одновременно профсоюзами предпринимаются попытки законодательно решить вопрос о размере тарифной части  заработной платы не ниже МРОТ.

По итогам встречи М.В. Шмакова с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было еще раз отмечено, что трудовое законодательство в этом вопросе не противоречит Конституции Российской Федерации. Дано поручение Правительству России в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проработать вопрос дальнейшего повышения минимальных гарантий по оплате труда (с учетом возможностей бюджета).

Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный отметил, что процесс приравнивания МРОТ к прожиточному минимуму начался с принятием новой редакции Трудового кодекса в 2002 году и окончательно завершился в 2018 году. Однако следующий шаг профсоюза, требование приравнять к МРОТ тарифную ставку (должностной оклад), не предусмотрен ни решениями властей, в том числе Конституционного суда, ни договоренностями, достигнутыми сторонам в ходе этой работы.

Выступление А.В. Замосковного

 

А.В. Замосковный привел в пример ОТС в электроэнергетике, где  ставка первого разряда составляет 8030 рублей и  является исключительно расчетной величиной. В действительности в энергокомпаниях – участниках соглашения все работники, в том числе начального уровня получают заработную плату выше МРОТ. Директивное приравнивание ставки к МРОТ приведет к необходимости пропорционально увеличить заработную плату всем работникам, что абсолютно неприемлемо. Профсоюзная сторона выдвигает политически мотивированные требования о внесении в региональные соглашения формулировки, что минимальная заработная плата, причем только тарифная ставка (должностной оклад), не может быть ниже МРОТ. Это несет с собой серьезные риски, отметил Президент Ассоциации и предостерег представителей региональных объединений работодателей от подписания региональных соглашений о минимальной заработной плате в такой редакции, так как это негативно влияет на процесс заключения и регистрации коллективных договоров. А.В. Замосковный также рассказал о решении Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству по выработке соответствующих рекомендаций.

Кроме того, М.В. Москвина проинформировала участников о работе, проводимой РСПП по вопросу реализации Постановления Конституционного суда от 19 декабря 2018 г. № 4й-П и по законопроекту, подготовленному Минтрудом России во исполнение этого постановления. Конституционный суд обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя.

Минтруд РФ предлагает осуществлять выплаты, предусмотренные ч.1 и 2 статьи 178, до завершения ликвидации организации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. При этом Минтруд России меняет порядок выплат и предлагает увольняемому работнику выплачивать выходное пособие в размере двукратного среднего заработка. Выплата не будет зависеть от факта нетрудоустройства, то есть теряется смысл льготы – сохранения заработка на время поиска работы.

В ходе работы над документом Минтруду России было предложено применение различных механизмов выплат увольняемым при ликвидации организации: депонирование целевых средств на счете в Банке, замена права требования выплат при отсутствии трудоустройства компенсацией в размере среднего месячного заработка одновременно с выходным пособием, а также замену на выплату пособия по безработице службой занятости в повышенном размере, принимая во внимание, что отношения работодателя и бывшего работника прекращены.

Также участники совещания были проинформированы о работе по модернизации системы трудоустройства инвалидов, проводимой Минтрудом России.

По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой проведение апробации новых механизмов трудоустройства инвалидов предполагается в рамках пилотного проекта в отдельных субъектах Российской Федерации, среди которых Республика Саха (Якутия), Воронежская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская, Свердловская и Тверская области.

Минтруд России подготовил проекты законодательных актов, на основании которых предполагается проведение пилотного проекта в указанных регионах.

В целях подготовки заключений РСПП пригласил региональные отделения РСПП и региональные объединения работодателей, в которых планируется проведение пилотного проекта, к обсуждению проекта закона.

Также в ходе совещания участники обсудили доклад директора Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России М.Т. Арслановой «Трансформация делового климата как механизм управления системными изменениями предпринимательской среды» и информацию вице-президента – Управляющего директора Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП М.Н. Глуховой «Новые инструменты поддержки инвестиционной и экспортной активности в субъектах РФ».

В совещании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.