Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ (ПОА)

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК), созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014 г.а № 249, консолидировал усилия работодателей, органов госвласти, профсоюзных организаций для решения вопросов развития национальной системы квалификаций. Помимо экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, рассмотрения проектов профессиональных стандартов НСПК координирует работу, направленную на повышение качества профессионального образования, в т.ч.:

– по приведению ФГОС в соответствие с профессиональными стандартами;

– по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования.

НСПК также организует разработку и актуализацию классификатора видов профессиональной деятельности. Непосредственная разработка профстандартов, организация деятельности по повышению качества профессионального образования на уровне отраслей и секторов экономики ведется советами по профессиональным квалификациям (отраслевыми), созданных НСПК на базе общероссийских отраслевых объединений работодателей.

В структуре Национального совета создана специальная Рабочая группа по вопросам оценки квалификации и качества подготовки кадров (руководитель – А.Г. Свинаренко (Роснано)) и Рабочая группа по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения (руководитель – Я.И. Кузьминов (ВШЭ)).

В соответствии с решением НСПК Совету по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Российской Федерации (ЭСПК) поручено реализовать в т.ч. следующее полномочие:

«2.4. Участие в определении потребности в образовании и обучении, в разработке образовательных стандартов профессионального образования, в обновлении и профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения».

Решением НСПК от 21.06.2017 г. (протокол НСПК № 22, пункт 5.4.2) Объединение РаЭл получило статус аккредитующей организации в сфере профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в электроэнергетике.Объединение РаЭл включено в качестве аккредитующей организации в Реестр профессионально-общественной аккредитации.

Информация об Объединении РаЭл в качестве аккредитующей организации также размещена в Автоматизированной информационной системе «Мониторинг ПОА»,  созданной в целях ведения Министерством образования и науки Российской Федерации перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 431 от 11 апреля 2017 года.

Для участия в проведении профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ по направлению подготовки 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика и смежных направлений подготовки специалистов энергетической отрасли, проводимой в рамках деятельности ЭСПК и его уполномоченной организации на уровне ЭСПК сформирован соответствующий список отраслевых экспертов.


 

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление системой образования включает в себя помимо государственной аккредитации независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию.

Минобрнауки и НСПК приняты ключевые методические документы в данной сфере:

–  ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (НСПК, 2017 г.;

Рекомендации по организации и проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (НАРК, 2018 г.);

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессионального обучения с учетом соответствующих профессиональных стандартов  (Минобрнауки, 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн);

Рекомендации для образовательных организаций по формированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников содержащих требования к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федеральными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утверждённых примерных основных образовательных программ (НСПК, Пртотокло от 27.03.2019 № 37).

Полезные ссылки.

 

 

 


 

Основные термины и определения системы ПОА:

ПОА – признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших программу, отвечающей требованиям профессиональных стандартов;

ПОА не дублирует государственную аккредитацию в силу применения иных критериев и процедур.

Критерии ПОА:

– соответствие сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения программы профессиональным стандартам;

– соответствие материально-технических, информационных, учебно-методических и иных ресурсов содержанию профессиональным задачам, к выполнению которых готовится выпускник;

– соответствие учебных планов, программ предметов, оценочных материалов запланированным результатам освоения обрпрограмм;

– наличие спроса на образовательную программу, восстребованность выпускников работодателями;

– подтверждение участия работодателей в проектировании образовательной программы, оценочных материалов и т.п.

Основные элементы системы ПОА:

– ПОА могут проводить: советы по профквалификациям (созданные НСПК), общероссийские и общероссийские отраслевые объединения работодателей, крупные работодатели. Образовательные организации и их объединения не могут быть аккредитующими организациями;

– ПОА может проводиться аккредитующей организацией самостоятельно или через уполномоченные ею организации;

– отбор организаций осуществляет НСПК на основе наличияя документально подтвержденных у аккредитующей организации ресурсов (кадровых, методологических, информационных, опыта работы в данной сфере);

– создание единого реестра акредитующих организаций;

– возможность передачи аккредитующей организацией своих полномочий другой организации (уполномоченной организации). Образовательные организации не могут быть уполномоченными организациями.

– аккредитующие организации несут ответственность за качество проведения ПОА, в т.ч. перед НСПК.

– Базовая организация НСПК (Национальное агентство развития квалификаций) ведет мониторинг деятельности аккредитующих организаций по определенным критериям (постоянство деятельности по ПОА, динамика формирования базы экспертов, открытость результатов ПОА, число рекламаций на качество ПОА и т.п.).

– порядок проведения ПОА: рассмотрение аккредитующей или уполномоченной организацией заявки от образовательной организации; принятие решение о проведени процедуры аккредитации; проведение образовательной организацией самообследования на основе критериев аккредитующей организации, формирование экмпертной комиссии, анализ экспертами отчета о самообследовании образовательной организации, визит экспертов в образовательную организацию, принятие решения;

– успешное прохождение ПОА подтверждается свидетельством, заносимым в реестр системы ПОА;

– органы власти федерального уровня, субъектов РФ, местного самоуправления учитывают наличие сертификата ПОА при государственной аккредитации образовательной деятельности, при распределении контрольных цифр приема и обучения по профессиям за счет бюджетных ассигнований а также при принятии иных управленческих решений;

– возможность форирования рейтингов образовательных организаций и программ в рамках системы ПОА.