Рабочая группа РТК не согласилась с рядом положений проекта бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и обсудила проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на предстоящие периоды

В Доме Правительства РФ 12 сентября с.г. состоялось заседание рабочей группы Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы (Рабочая группа).

Центральное место заняло обсуждение проектов федеральных законов о бюджетах на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Пенсионного фонда РФ (ПФР), Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов подготовлены в сложно прогнозируемый период, вызванный трудной геополитической обстановкой, и рассчитаны на основании прогноза социально-экономического развития страны на указанные периоды Минэкономразвития России (по первому варианту).

Проект бюджета Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) сформирован с дефицитом: доходы составят на 2015 г. – 606634,2 млн. руб., расходы – 608872,8 млн. руб., а дефицит – 2238,6 млн. руб., который будет погашаться за счёт остатков средств, и, в первую очередь, за счёт профицита средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Законопроектом предлагается увеличить размер финансирования предупредительных мер по профилактике травматизма и профзаболеваний с 20% до 30% за счёт средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. По представленной информации, в 2013 г. в Российской Федерации из 9,2 млрд. руб. на предупредительные меры на профилактику травматизма и профзаболеваний работодателями было использовано всего 400 млн. руб., что крайне недостаточно и свидетельствует о недостаточной активности работодателей по реализации этой возможности. Объединение РаЭл обращает внимание членских организаций, что за счёт этих средств возможно и возмещение расходов на проведение спецоценки условий труда (в 2013 г. – аттестации рабочих мест по условиям труда).

В ходе обсуждения данного вопроса была отмечена недопустимость изъятия средств ФСС РФ в федеральный бюджет, что отражено в решении Рабочей группы, в основном поддержавшей законопроект. Также было обращено внимание на важность увеличения финансирования средств на предупредительные меры по профилактике травматизма и профзаболеваний. ФСС РФ предложено предоставить обоснование по расходованию остатка средств и возврату их в федеральный бюджет.

Рабочей группой был поддержан и проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Данный проект предусматривает распространение на 2015 г. и на 2016-2017 гг. уплату страховых взносов в ранее установленном Федеральным законом от 22.12.2005 г. №179-ФЗ порядке и тарифам, т.е. сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), в зависимости от вида экономической деятельности и класса профриска. Сохраняются и ранее установленные льготы по уплате тарифов в размере 60% при уплате страховых взносов к суммам выплат, касающихся инвалидов, что стимулирует работодателей шире использовать труд этой категории работников.

Этот законопроект членами и экспертами Рабочей группы был согласован.

Не вызвал возражений и проект постановления Правительства РФ «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми инвалидами». Данный проект, в соответствии со ст. 262 ТК РФ, регулирует порядок, условия предоставления родителю (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми инвалидами, регламентирует перечень предоставления обосновывающих документов, сроки, а также форму заявления о предоставлении дополнительных дней по уходу за детьми инвалидами.

Проект бюджета ПФР на 2015 год сформирован по доходам в сумме 6909,5 млрд. руб. (9,0% к объему ВВП), по расходам – 7121,25 млрд. руб. (9,3% к объему ВВП). Дефицит обеспечивается за счёт остатков средств бюджета ПФР на 1 января 2015 года. К концу 2015 г. численность пенсионеров составит 41984,8 тыс. чел., что больше на 500,9 тыс. человек.

Средний размер пенсий на конец 2015 г. увеличится на 7,7% и составит 11819,04 руб., трудовая пенсия – 12045,46%, а социальная – 8448,98 рублей.

Законопроектом предлагается замороженные средства накопительной части пенсии передать в страховую пенсию.

При формировании бюджета учтены особые условия, связанные с введением в действие с 1 января 2015 г. новой формулы расчёта пенсий, появлением двух новых субъектов Российской Федерации, а также в него включены и положения по переводу средств накопительной части пенсии в страховую пенсию, хотя этот вопрос ещё не решен законодательно.

Проект бюджета ПФР интенсивно дорабатывается Минфином России и будет рассмотрен на заседании Правительства РФ 17 сентября с.г.

Данный проект федерального закона в основном был поддержан с учётом следующих позиций: сторона работодателей считает необходимым передать «замороженные» средства накопительной части пенсии за вторую половину 2013 г. в НПФ в 2015 году, а сторона профсоюзов поддерживает исключение накопительной части пенсии и перевод её в страховую пенсию.

Вызвали несогласие членов и экспертов Рабочей группы проекты федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и связанного с ним проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектами определён расчёт субвенций из ФСС РФ территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ОМС) исходя из численности застрахованных лиц по данным регистра на 1 апреля 2014 г. в количестве 143,8 млн. чел., подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2015 г. в сумме 8481,5 руб. и коэффициента дифференциации для каждого региона.

К новациям законопроектов относится осуществление высокотехнологической медицинской помощи за счет средств ОМС (поручение Президента РФ от 4 марта 2014 г. № Пр-410). Предполагается увеличение объёма высокотехнологичной помощи к 2017 г. в 1,5 раза по сравнению с 2013 годом.

Кроме того, с учётом увеличения численности населения РФ на 2,34 млн. чел., в целях минимизации риска дефицита бюджета Фонда, на основании поручения Президента РФ от 3 июля 2014 г. № Пр-1558, предлагается установить тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Снятие ограничений с предельной величины для начисления страховых взносов на ОМС обеспечит дополнительные доходы в 2015 г. в размере 182,5 млрд. руб., в 2016 г. – 195,7 млрд. руб., в 2017 г.- 213,7 млрд. рублей.

В ходе обсуждения сторона работодателей заявила о несогласии с подходом, заложенном в законопроекте, покрывать дефицит средств на высокотехнологичную помощь за счёт средств работодателя, увеличением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов. Также не получили одобрения со стороны работодателей и положения о направлении межбюджетных трансфертов из бюджета ФСС РФ в федеральный бюджет в размере 124,3 млрд. рублей.

Для недопущения использования средств страховых взносов на цели федерального бюджета стороны работодателей и профсоюзов заявили о необходимости постановки вопроса об определении статуса государственного внебюджетного фонда.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов будут рассмотрены на пленарном заседании РТК 16 сентября с.г.

В заседании Рабочей группы приняла участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти, нормотворчеству и охране труда Объединения РаЭл В.Н. Потапова.