ЭСПК провел круглый стол, посвященный вопросам повышения уровня профессиональной подготовки студентов ВУЗов

5 июня Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Российской Федерации (ЭСПК) провел круглый стол по теме «Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и независимая оценка квалификации как элементы содействия повышению качества образовательного процесса и уровня подготовки выпускников в соответствии с требованиями работодателя и рынка труда». Мероприятие состоялось по инициативе базовой организации ЭСПК – Ассоциации «ЭРА России» в рамках заседания Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки (УГСН) 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика с участием представителей Минобрнауки России, Национального агентства развития квалификаций, отраслевых ВУЗов и центров оценки электроэнергетических квалификаций.

По поручению Президента Российской Федерации (№ Пр-589, пункт 1 е, абзац 4, от 28 марта 2020 года) ЭСПК совместно с Минобрнауки России участвует в реализации пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся по программам высшего образования. Подобная работа осуществляется для того, чтобы определить, в какой степени подготовка студентов соответствует требованиям работодателей и актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты. 

Встреча, состоявшаяся в формате видеоконференции, была посвящена вопросам, связанным с двумя ключевыми направлениями взаимодействия структур Национальной системы квалификаций и образовательного сообщества в электроэнергетике: профессионально-общественной аккредитацией (ПОА) образовательных программ и государственной итоговой (промежуточной) аттестацией студентов в формате независимой оценки квалификации (НОК).

Участников круглого стола поприветствовал Председатель ФУМО в системе ВО по УГСН, профессор А.Т. Комов.

 

А.В. Замосковный с приветственным словом. Постановка целей и задач

Обращаясь к участникам мероприятия со вступительным словом, Председатель ЭСПК, Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный рассказал о наличии опыта проведения процедур ПОА, по результатам которых выявлены преимущества и возможности этих процедур. Руководитель Совета также подчеркнул, что ПОА образовательных программ является одним из инструментов контроля качества, которая позволяет получить объективную и независимую оценку качества содержания образовательных программ с учетом мнения работодателей.

Начальник отдела методологии в сфере высшего образования Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Т.С. Попова проинформировала участников совещания о пилотном проекте по реализации механизмов НОК и ПОА.

Доклад о применении инструментов НОК в Национальной системе квалификаций представила А.А. Факторович

Рассматривая вопрос о взаимодействии общественных и государственных инструментов, заместитель Генерального директора АНО «НАРК» А.А. Факторович перечислила общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации. А также отметила, что ПОА позволяет оценить соответствие подготовки выпускников образовательных программ требованиям профессиональных стандартов, т.е. современным квалификационным характеристикам. В результате профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учебное заведение публично заявляет об их качестве и таким образом повышает собственный рейтинг.

Выступившая в ходе  совещания Генеральный директор АНО «АККОРК» Э.Ю. Соболева проинформировала участников мероприятия об организации профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ профобучения, дополнительных профпрограмм в электроэнергетике.

Завкафедрой промышленных теплоэнергетических систем Института энергоэффективности и водородных технологий НИУ «МЭИ» Ю.В. Яворовский и доцент Высшей биотехнологической школы, начальник отдела мониторинга управления лицензирования и аккредитации образовательных программ СамГТУ З.Е. Мащенко поделились практическим опытом проведения профессионально-общественной аккредитации и отметили целесообразность внешней оценки качества, в том числе в целях подтверждения соответствия образовательных программ, а также кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов образовательной организации профессиональным стандартам и требованиям рынка труда. Кроме того, по словам экспертов, внешняя  оценка качества необходима для получения конкретных рекомендаций по доработке образовательных программ, для повышения качества образовательного процесса, повышения привлекательности образовательных программ для обучающихся и абитуриентов, а также обеспечения последующего взаимодействия с работодателями.

Во второй части круглого стола были рассмотрены вопросы применения инструментов независимой оценки квалификации в процессе ГИА (ПА) студентов, завершающих освоение образовательных программ, а также опыт оценки профессиональных компетенций студентов.

О вариантах, алгоритме и системной работе по применению инструментов НОК рассказала А.А. Факторович. Опытом оценки профессиональных компетенций студентов поделились заместитель директора Института электроэнергетики, специалист по учебно-методической работе НИУ «МЭИ» Н.Л. Аграпонова и доцент кафедры электрические станции, заместитель декана ЭТФ СамГТУ Л.Г. Мигунова. Представители ВУЗов отметили, что совмещение аттестации обучающихся с НОК показало свою эффективность и выявило практические преимущества для студентов и соискателей, в том числе знание требований профессиональных стандартов и умение использовать инструменты национальной системы квалификаций в построении карьеры, а также расширение профессионального портфолио студента при успешной сдаче профессионального экзамена, повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Кроме того, участники пилотного проекта отметили значимость участия в нем ВУЗов, в том числе возможность актуализации, модернизации и совершенствования образовательных программ на основе профессиональных стандартов, с учетом результатов НОК, повышение спроса соискателей на реализуемые образовательные программы, обеспечение подготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда.

О результатах реализации пилотного проекта ГИА-НОК рассказала Ю.М. Срывкина

Начальник центра развития и оценки квалификации ЭК АО «НТЦ Россети ФСК ЕС» Ю.М. Срывкина представила анализ результатов профессиональной оценки квалификации студентов в рамках проекта ГИА – НОК по итогам 2021 – 2022 годов. За указанный период в 4 образовательных организациях профессиональную оценку прошло порядка 200 студентов, где в среднем 60% студентов успешно сдали профессиональный экзамен.

В целях реализации проекта Центр предварительно провел предварительное обучение соискателей (студентов) для быстрой адаптации к процедурам НОК, консультирование и аккредитацию экспертов и преподавателей ВУЗов и ССУЗов, подготовил экзаменационные площадки для сдачи профессионального экзамена, а также осуществлял организационную помощь и методологическую поддержку.

В результате данной работы Центр оценил практическое применение нормативных и методических механизмов проведения профессионального экзамена в рамках ГИА (или промежуточной аттестации) и выявил недостаточную мотивацию выпускников (студентов) в выборе НОК как инструмента для дополнительной аттестации знаний. Отмечено, что для ССУЗов учебные программы практически полностью удовлетворяют объему практических навыков для квалификации электромонтера, а в ВУЗах не хватает дисциплин, связанных с аналитикой и разбором аварийных ситуаций, возникающих при проведении работ на сетевых предприятиях.

Директор центра оценки электроэнергетических квалификаций АНО «ЮМЦК» В.А. Белик рассказал о применении инструментов НОК в процессе государственной итоговой и промежуточной аттестации студентов, завершающих освоение образовательных программ. Пилотный проект Центр реализует с 2021 года и адаптирует механизмы НОК к деятельности ВУЗов, в том числе проводит анализ образовательных программ ВУЗов, в части дисциплин и тем, соответствующих оценочным средствам, определяет и адаптирует квалификации, по которым может быть проведена НОК, разрабатывает индивидуальные программы обучения для подготовки к НОК и осуществляет соответствующую подготовку студентов. Успешный результат независимой оценки студентов 3 ВУЗов за 2021 – 2022 годы составил 84% (55 студентов прошло ГИА-НОК).

Также Центр проводит НОК для студенческих отрядов ПАО «Россети Юг», где по результатам проведенного сопряжения и до обучения студентов за период реализации проекта порядка 200 человек прошли НОК – в среднем показатель успешной сдачи составил 75%. На этом этапе в том числе осуществлялся прием студентов в штат работодателя, поэтапная подготовка к присвоению соответствующей группы допуска, теоретическая и практическая подготовка студентов к прохождению экзамена с обязательным ознакомлением с процедурой НОК.

По итогам реализации проекта Центр отметил практические преимущества для работодателей, в частности, возможность формирования заказа на подготовку специалистов, а также экономию затрат, связанных с оценкой квалификации соискателей и обучением персонала или его переподготовкой.

В завершении обсуждений А.В. Замосковный отметил содержательность выступлений докладчиков и поблагодарил за участие и внимание.